Госдума России отклонила законопроект, предусматривавший возврат к закрытому перечню видов деятельности, подлежащих государственной экологической экспертизе, который поддерживало бизнес-сообщество. В то же время был принят законопроект о линейном судоходстве и региональных внутренних водных путях, а морским туристам облегчили доступ к Арктике и Дальнему Востоку.
Бункеровка напоролась на выборы
Государственная Дума на «излете» своего созыва рассмотрела сразу несколько законопроектов, имеющих важное значение для сферы морского и речного транспорта.
Из негативных для отрасли решений законодателей можно выделить отклонение в первом чтении законопроекта, предусматривавшего отказ от требования обязательного проведения государственной экологической экспертизы планов ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН) и возврат к закрытому перечню видов деятельности, подлежащих такой экспертизе (как это было ранее).
По мнению участников бункеровочного рынка, нынешний порядок никак не влияет на экологическую безопасность, зато создает почву для коррупции и росту неоправданных издержек для бизнеса. Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» председатель Совета Саморегулируемой организации «Российская Ассоциация Морских и Речных Бункеровщиков» Владимир Сергеев, отклоненный ныне законопроект был ранее единодушно поддержан представителями предпринимательского сообщества (в том числе РСПП России, бункеровщиками, судовладельцами, нефтяниками и др.). По словам Владимира Сергеева, в результате применения с середины 2013 года федерального закона от 30 декабря 2012 года № 287-ФЗ (требующего обязательное прохождение госэкоэкспертизы планов ЛРН) наблюдаются многочисленные негативные последствия, в том числе и масштабные коррупционные проявления, которые уже приняли форму устойчивой коррупционной практики. При этом, по информации Ассоциации, для большинства российских бункеровочных компаний финансовое бремя выполнения предъявляемых в связи с применением указанного закона избыточных необоснованных требований, с учетом нарастающих кризисных явлений в экономике, является непомерным.
По нашему мнению, отклонение поддержанного профильными министерствами, бизнес-сообществом, Морской коллегией при правительстве России законопроекта связано с близостью новых выборов в нижнюю палату парламента. Депутатам, видимо, в этот период не хочется принимать законопроекты, которые могут быть общественностью интерпретированы так, будто они направлены на ослабление контроля за экологической безопасностью.
Несмотря на отклонение законопроекта, этот вопрос Ассоциация рассчитывает вынести на заседание Государственного совета Российской Федерации, посвященное вопросам совершенствования мер по защите окружающей среды и ликвидации накопленного экологического ущерба в субъектах Российской Федерации, которое планируется провести в конце 2016 года.
Линии отрегулировали
Между тем, был одобрен в третьем чтении законопроект, регулирующий деятельность морских линий. Законопроект фиксирует понятийный аппарат, касающийся линейного судоходства, устанавливает государственные преференции для линейных операторов, определяет, что ключевым критерием линейности является публичность предоставляемых услуг. Авторы законопроекта отмечают, что в настоящее время государственные преференции получают операторы, которые не отвечают этому критерию и предоставляют услуги лишь ограниченному кругу клиентов по долгосрочным контрактам.
Среди предлагаемых законопроектом преференций можно выделить право первоочередного захода в морской порт линейному судну, а также право первоочередного прохождения контроля государственными контролирующими органами. Кроме того, к морским линиям будут применяться понижающие коэффициенты к ставкам портовых сборов.
Линия должна пройти государственную регистрацию, а также может быть лишена ее, если не будет выполнять принятые на себя обязательства, такие как прием к перевозке грузов от всех грузоотправителей при наличии технической возможности, несоблюдение расписания работы, отказ от публикации тарифов, ставок расписания.
Таким образом, принятие законопроекта должно позволить создать прозрачный рынок морских линейных перевозчиков, пользующихся преференциями, устранив из него недобросовестных участников, а также операторов, обслуживающих ограниченный круг грузоотправителей.
Регионам подарили водные пути
Еще один важный законопроект, касающийся сегмента внутреннего водного транспорта – это принятый в третьем чтении законопроект о дифференциации внутренних водных путей. Законопроект разделяет внутренние водные пути России на пути федерального и регионального значения. При этом предполагается отнести к внутренним водным путям регионального значения объекты, которые на настоящий момент не включены в Перечень внутренних водных путей (например, озера). Это позволит Ространснадзору и инспекции государственного портового контроля, входящей в состав администраций бассейнов внутренних водных путей, осуществлять надзор и контроль за судоходством на таких объектах. Особенно актуальным это звучит после недавней трагедии на Сямозере. Таким образом, создаваемые внутренние водные пути регионального значения могут не иметь выхода на внутренние водные пути федерального значения (например, замкнутые озера или водохранилища, которые не связаны с внутренними водными путями федерального значения), а также небольшие водные объекты местного значения (например, реки Мойка, Фонтанка и т.д. в Санкт-Петербурге).
Для внутренних водных путей регионального значения, так же как и для внутренних водных путей Российской Федерации, будут установлены наименование водного пути, его нижняя и верхняя границы по течению и протяженность.
Иностранных туристов послали далеко
Также можно отметить и принятие в третьем чтении законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с ограничением ответственности по морским требованиям, а также с использованием иностранных судов во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации». В соответствии с данным законопроектом, в частности, правила пограничного режима не применяются к судну под флагом иностранного государства, перевозящему туристов в целях посещений (согласно расписанию) одного или нескольких портов или пунктов в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, прилегающих к Дальневосточному федеральному округу и Арктической зоне. Эта мера должна способствовать развитию морского туризма в соответствующих регионах, являющихся для государства приоритетными точками для развития.
Таким образом, последние результаты законотворчества Госдумы оказались неоднозначными, хотя и в целом положительными для отрасли.
Виталий Чернов.