• 20 мая 2016

    Из России с любовью - к дизелю и сере

    Стратегия «Транснефти» предусматривает дальнейшую переориентацию перевалки российских нефтепродуктов из портов Прибалтики в Россию. Также предполагается сформировать новый высокосернистый сорт нефти Urals Heavy, который будет экспортироваться через порт Усть-Луга в объеме порядка 30 млн тонн в год.

    Дизельный патриотизм


    Стратегия ОАО «АК «Транснефть» заключается в дальнейшей переориентации перевалки российского дизтоплива из портов Прибалтики в Россию. Так, по прогнозам заместителя вице-президента – директора департамента планирования и учета грузопотоков ОАО «АК «Транснефть» Владимира Назарова, в 2016 году объем перевалки российских нефтепродуктов через порт Вентспилс (Латвия) сократится более чем в 2 раза – до 2 млн тонн. При этом объем перевалки дизтоплива через российский порт Приморск вырастет до 15 млн тонн, а к 2020 году, по реализации проекта «Север» - до 25 млн тонн в год.

    Всего за 2015 год через порты Прибалтики было перевалено 17,9 млн тонн российских нефтепродуктов, в том числе 4,2 трубопроводного дизтоплива (в 2016 году этот объем, как указано выше, должен сократиться до 2 млн тонн), 4,9 млн тонн дизтоплива, поставляемого по железной дороге, 3,8 млн тонн топочного мазута, 2,4 млн тонн вакуумного газойля, 1,5 млн тонн нафты, 0,6 млн тонн бензина и 0,5 млн тонн печного топлива.

    По итогам 2015 года по системе «Транснефти» было экспортировано в общей сложности 23,5 млн тонн дизтоплива, в том числе  14,45 млн тонн через порт Приморск, 4,2 млн тонн через Вентспилс, 2,34 млн тонн через Ригу,  1,22 млн тонн через Новороссийск. Железнодорожным транспортом было экспортировано 6,5 млн тонн, в том числе 1,02 млн тонн через Ригу и 0,64 млн тонн через Вентспилс.

    «Видно, что при поставках трубопроводным транспортом, основным направлением является Приморск… По железной дороге сохраняются объемы, перевозимые в Прибалтику. Нужно создавать условия, чтобы российским производителям было бы выгодно идти в российские порты. Когда ограничиваются трубопроводные поставки, то мы видим, что тут же эти поставки подхватываются железной дорогой  и идут в иностранном направлении», - сказал представитель «Транснефти».

    На южном направлении нефтетранспортная компания также намерена нарастить экспорт нефтепродуктов – через порт Новороссийск. По реализации соответствующего проекта «Юг» ресурсная база по данному направлению на 2021 год оценивается в 10,9 млн тонн дизтоплива.

    Продолжая дизельную тему, стоит также отметить запуск нефтепродуктопровода от порта Приморск в порт Высоцк (на терминал РПК Высоцк «ЛУКОЙЛ-II»), который был начал работу в тестовом режиме феврале 2016 года и сейчас функционирует в стабильном режиме. Его ресурсная база на 2016 год составляет 1,2 млн тонн дизтоплива при мощности 1,5 млн тонн в год. В дальнейшем возможно увеличение мощности до 3 млн тонн в год, а в перспективе – до 5 млн тонн в год.

    Между тем, по мнению ряда аналитиков, чрезмерно увлекаться экспортом дизтоплива в Европу не стоит, поскольку пик дизелизации в этом регионе уже пройден, что показал недавней скандал с компанией Volkswagen (занижавшей показатели расхода дизтоплива в своих автомобилях). Прогнозируется, что Европа будет постепенно отказываться от дизтоплива в пользу альтернативных источников энергии, увеличивая количество электромобилей.

    Дело пахнет серой

    В планах «Транснефти» - сформировать экспортные сорта нефти с прямыми котировками и статусом мировых ценовых индикаторов – «бенчмарков». В настоящее время нефтетранспортная компания ведет соответствующую подготовительную работу совместно с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей. Первые торги на бирже по продаже экспортного сорта Urals запланированы на ноябрь 2016 года.

    К экспортным сортам российской нефти относятся: нефть ВСТО (ESPO) с поставкой через порт Козьмино (потребители – Япония, страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Китай), «Сибирская легкая» с поставкой через Новороссийск, сернистый сорт Urals с поставкой через порты Новороссийск, Приморск, а также нефтепровод «Дружба» (потребители  - страны Евросоюза).

    «Транснефть», между тем, предлагает выделить из сорта Urals новый высокосернистый сорт нефти Urals Heavy (за счет выделения из смеси Urals нефти Урало-Поволжья). Сорт будет иметь содержание серы в 2,3% и поставляться через порт Усть-Луга. Прогнозируемые объемы поставок – около 30 млн тонн в год. В настоящее время по этому вопросу ожидается решение правительства России, после которого на формирование сорта уйдет около года.

    Учитывая, что у планов по выделению высокосернистой нефти из общей смеси имеются свои оппоненты, вопрос еще сложно назвать окончательно решенным.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен