1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Клондайка не будет?

16 мая 2016   19:00

Клондайка не будет?



Дальневосточный регион, которому прочили судьбу «бункеровочного Клондайка», демонстрирует резкий спад объемов продаж судового топлива. Причины – в конъюнктуре нефтяного рынка и усилении давления на бизнес.

Дальние перспективы

Объемы продаж бункерного топлива в крупнейших бункеровочных центрах Дальнего Востока по итогам 4 месяцев 2016 года резко сократились.

Так, по предоставленным ИАА «ПортНьюс» данным администрации морских портов Приморского края и Восточной Арктики, общее количество бункерного топлива, отгруженного в крупнейшем бункерном центре Дальнего Востока - порту Находка (Приморский край) и на рейде порта, в январе-апреле 2016 года составило около 235 тыс. тонн, что в 2 раза меньше показателя соответствующего периода прошлого года (498 тыс. тонн). Количество бункерных операций в этом году сократилось с 744 до 595. В реализованном объеме топлива мазут составляет более 90-95%, остальное — ТСМ (прошлогоднее соотношение примерно 70 к 30).

Трехкратное снижение объемов реализации судового топлива показал и порт Владивосток. Здесь за 4 месяца 2016 года было отгружено около 135 тыс. тонн топлива (в аналогичном периоде 2015 года – 418 тыс. тонн). Треть данного объема была реализована на рейде (западном, восточном и внутреннем), остальное — в самом порту. В реализованном объеме топлива мазут составил около 102 тыс. тонн, ТСМ – около 30 тыс. тонн, оставшиеся 3 тыс. тонн пришлись на дизель.

Падение продаж бункерного топлива не обошло стороной и третий по объемам бункеровочный центр региона - порт Посьет. Так, общее количество бункерного топлива, отгруженного в морском терминале Славянка, на рейде и в порту Посьет, в январе-апреле 2016 года составило 68,5 тыс. тонн, что на треть меньше показателя соответствующего периода прошлого года (103, 4 тыс. тонн). Количество бункерных операций в этом году сократилось с 49 до 37. Основной вид реализуемого топлива — мазут (более 95%).

Таким образом, налицо две тенденции – резкое снижение общих объемов продаж и сокращение доли светлых нефтепродуктов в их структуре.

По оценкам опрошенных ИАА «ПортНьюс» участников рынка, данная ситуация вызвана, преимущественно, макроэкономическими факторами. Так, из-за резкой девальвации рубля по отношению к основным валютам и непредсказуемости дальнейших скачков курса, бункеровочные компании стали стараться закупать топливо небольшими партиями. Со своей стороны, НПЗ заинтересованы в крупных поставках и потому дают наценку на мелкие партии. В этой связи цены на мазут в российских портах оказались немногим меньше цен в азиатских бункеровочных центрах, а по светлым нефтепродуктам сравнялись с ними, а на некоторых отрезках времени даже их превышали.

Так, по данным ценового бюллетеня ИАА «ПортНьюс», в настоящее время  цена на мазут во Владивостоке лишь на $20 ниже цены в Сингапуре, а цена на дизельное топливо ниже на $46. При этом в начале года цена на дизельное топливо во Владивостоке была выше сингапурской, а весной примерно равной ей.

Кроме того, развитию бункеровочного бизнеса региона не способствует политика государственных органов, решивших ужесточить контроль за экспортом нефтепродуктов. Ранее президент России Владимир Путин требовал пресечь вывоз нефтепродуктов без обложения экспортной пошлиной под видом судовых припасов. В настоящее время подготовлены нормативы расхода бункерного топлива, но пока они не вступили в силу. Не дожидаясь этого, таможенные органы пытаются взыскать с бункеровочных компаний суммы за проведенные ранее бункеровочные операции, как подпадающие под экспорт нефтепродуктов, а также рассчитывать необходимое для рейса количество бункера самостоятельно, о чем более подробно мы писали ранее >>>>

Отметим, что в рамках Свободного порта Владивосток некоторыми инвесторами заявлялись планы по привлечению в дальневосточные порты крупных океанских линий, не последнюю роль в этом должна была сыграть более выгодная бункеровка в сравнении с азиатскими портами. Расчет делался на мультипликативный эффект от таких заходов.

Виталий Чернов, Марина Борисенко

С данными по ценам на бункерное топливо в различных центрах можно ознакомиться в Ценовом бюллетене ИАА «ПортНьюс» >>>>

Также вопросы, связанные с бункеровочной деятельностью, будут подробно освещаться в ходе IX-го Всероссийского форума «Современное состояние и перспективы развития российского рынка бункеровочных услуг» >>>>