Любой проект, оказывающий влияние на окружающую среду, должен пройти оценку воздействия на экологию. О том, как это происходит и каким образом можно избежать потерь времени и средств в этом вопросе, а также о семинаре, который состоится в рамках Форума Российской Ассоциации Бункеровщиков 23-24 июня 2016 года, в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал директор ООО «Эко-Экспресс-Сервис» Владимир Жигульский.
- Владимир Александрович, любая деятельность на акватории требует проведения специальных мероприятий, направленных на защиту природной среды. Можете ли Вы рассказать, как, в идеале должны быть организована эта работа?
- Начнем с того, что основные принципы охраны окружающей среды, на основе которых должна осуществляться любая хозяйственная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, определены федеральным законом «Об охране окружающей среды». Этих принципов достаточно много, но в рамках темы нашего интервью хотелось бы особо выделить три, а именно: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.
Выделенные принципы вполне очевидны и, как мне кажется, не требуют дополнительных пояснений. Пояснений, как раз, требуют способы реализации этих принципов.
Как мы видим, любая хозяйственная деятельность (а деятельность на акватории не является исключением) до принятия решения о её осуществлении должна пройти процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Это процесс, который способствует принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Необходимо отметить очень важный момент, что для отдельных видов деятельности, а именно для деятельности во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации, границы которых определены федеральным законом «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», завершающим этапом оценки воздействия на окружающую среду является государственная экологическая экспертиза федерального уровня.
Давайте оставим за рамками данного интервью детальное описание процедуры ОВОС. Достаточно будет сказать, что эта процедура включает в себя много этапов: это и анализ состояния территории и акватории, на которые может оказать влияние намечаемая хозяйственная деятельность, и выявление возможных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду, и, собственно, сама оценка воздействий на окружающую среду, информирование и привлечение общественности к процессу оценки воздействия на окружающую среду, и многое, многое другое.
- Как именно Вы проводите исследования? Если можно, на примере конкретного объекта?
- В соответствии Градостроительным кодексом РФ от 29.12.2004 №190-ФЗ не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий. Проведение исследований нормируется большим числом документов, роль флагмана среди которых, безусловно, за СП 47.13330-2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения». Основная цель инженерно-экологических изысканий - получение необходимой и достаточной информации для принятия взвешенных проектных решений. В состав работ входит сбор и анализ фондовых материалов о состоянии окружающей среды, в том числе запрос информации в уполномоченных государственных органах. В обязательном порядке производятся натурные исследования состояния предполагаемого района работ, в том числе отбор и анализ проб всех затрагиваемых сред атмосферного воздуха, природной воды, почво-грунтов, донных отложений, выполняется радиационное обследование участка, замеры уровней вредных физических воздействий на границе ближайшей селитебной зоны и много другое. Важную часть работ составляет изучение животного и растительного мира, поскольку именно на биоту будет оказано максимальное воздействие любой хозяйственной деятельности. По итогам работ готовится отчет по инженерно-экологическим изысканиям. Полагаю, что выделять какой-то конкретный объект для примера не имеет смысла, поскольку основные принципы проведения инженерно-экологических изысканий для всех объектов одинаковы. Да, есть отдельные нюансы, зависящие от множества факторов, например, от местоположения объекта, района и вида намечаемой деятельности и других, но эти нюансы, наверное, не позволяют выделить какой-либо объект в качестве особого примера.
- Сколько времени занимают исследования и разработка эколого-проектной документации?
- Если документация, обосновывающая хозяйственную деятельность, является, в соответствии с действующим законодательством, объектом государственной экологической экспертизы, то этот срок составляет, как правило, 6-7 месяцев, включая срок проведения инженерно-экологических изысканий, срок проведения обсуждения с гражданами объекта государственной экологической экспертизы и срок самой государственной экологической экспертизы. Если необходимость представления документации на государственную экологическую экспертизу отсутствует, то срок, естественно, сокращается, и составляет 2-3 месяца.
- Сколько времени продолжается государственная экологическая экспертиза?
- Срок проведения государственной экспертизы определён Федеральным законом «Об экологической экспертизе» и не должен превышать три месяца. Этот срок может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика. Кроме того, необходимо учитывать сроки организационных процедур, а именно проверку комплектности документов, представленных на государственную экологическую экспертизу, выставление счета за проведение указанной экспертизы заказчику, оплату заказчиком выставленного счета, формирование комиссии Экспертизы, подготовку приказа о ее начале, а также оформления итогового заключения комиссии Экспертизы и передачи его на руки заказчику. К вышеуказанному сроку необходимо прибавить ещё месяц. Таким образом, общий срок проведения государственной экспертизы может составлять от двух до пяти месяцев. Как правило, для документации, обосновывающей хозяйственную деятельность, этот срок составляет 3 месяца.
- Какие существуют законные способы ускорить разработку и согласование экологической документации?
- Каким-либо образом повлиять на сроки, установленные нормативными актами и регламентами надзорных органов, как мы все понимаем, невозможно. А именно эти сроки «съедают» до двух третей времени. Поэтому говорить о возможности существенного сокращения общего срока разработки и согласования документации не приходится. Это лишний раз подтверждает мое мнение, что к вопросам подготовки документации необходимо относиться очень внимательно, на основе долгосрочного планирования, заблаговременно оценивая все риски, а не пытаться решить «вдруг» возникшую проблему наскоком. Здесь я имею в виду, что при подготовке документации и проведении ОВОС необходимо максимально учесть все аспекты хозяйственной деятельности компании, чтобы в дальнейшем не приходилось в срочном порядке вносить изменения в ранее разработанную документацию и повторно проходить государственную экологическую экспертизу.
В качестве примера, полагаю, будет уместно привести опыт нашей компании. До внесения изменений статья 34 федерального закона «О внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации» содержала исчерпывающий перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня. Однако, после внесения изменений этот исчерпывающий перечень был дополнен неоднозначным объектом государственной экологической экспертизы, а именно – документы и (или) документация, обосновывающая другие виды планируемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море. То есть, теперь все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море подлежат государственной экологической экспертизе. Какие виды деятельности подразумеваются под «другими» каждый может представить сам. Тем не менее, понимая, что Dura lex, sed lex (лат. закон суров, но это закон), ООО «Эко-Экспресс-Сервис» в целях соблюдения новых положений закона, с учетом нашего большого опыта разработки природоохранной документации, для решения задач Общества была разработана документация «Намечаемая хозяйственная деятельность по проведению инженерных изысканий, работ по проведению технического обслуживания и ремонту гидротехнических сооружений и иных работ во внутренних морских водах Российской Федерации (восточная часть Финского залива Балтийского моря)», по результатам которой было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы. Как видно из названия, данная документация охватывает весьма обширный перечень видов работ, которые может осуществлять наша организация во внутренних морских водах. Необходимо отметить, что при обширном перечне видов работ, работы эти носят, преимущественно, характер ремонтных, не требующих государственной экспертизы проектной документации, однако именно эти работы, как правило, требуют максимально срочного выполнения и характеризуются абсолютным отсутствием времени, необходимого для разработки и согласования самостоятельного комплекта документации. Таким образом, мы заранее определили круг задач, которые планируем решать в ближайшее время, обосновали в документации пути решения этих задач, и получили право в течение срока действия положительного заключения Экспертизы решать поставленные задачи на законных основаниях.
- Какова реакция государственных органов на ваше предложение о подготовке экологической документации заранее? Необходимо ли для этого вносить изменения в нормативно-правовую базу?
- А какая может быть реакция на то, что организация заранее планирует свою деятельность? Ведь именно этого и требует природоохранное законодательство. Экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
- Любой проект имеет нюансы и детали. Как заранее подготовленная экологическая документация будет учитывать особенности конкретного проекта?
- Экологическая документация не может существовать в отрыве от технической. При разработке технической части документации для типовых видов работ с учетом требований руководящих документов и технических регламентов, а также с учетом опыта проектирования, необходимо предусмотреть достаточный перечень техники, адекватные сроки проведения работ и т.п. В дальнейшем принятые технические решения по типовым видам работ ложатся в основу оценки воздействия на окружающую среду. Таким образом, мы получаем уровни максимального воздействия на окружающую среду при выполнении типовых работ. Если предусмотренные к выполнению работы будут превышать те исходные условия, которые легли в основу оценки воздействия на окружающую среду, то такие работы не могут быть выполнены в рамках ранее разработанной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
- Со временем параметры территории, акватории и законодательство могут меняться. Как часто нужно проводить переподготовку документации, чтобы она всегда была актуальной?
- Срок, в течение которого данная документация будет актуальной, определяет государственная экологическая экспертиза. Именно в ходе экологической экспертизы учитываются те особенности территории и акватории, которые могут существенным образом повлиять на сроки действия заключения. Ну, а в соответствии с законом «Об экологической экспертизе», в случае изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу.
- О чем Вы будете рассказывать на Форуме Российской Ассоциации Бункеровщиков 23-24 июня 2016 года? Чем этот семинар будет полезен специалистам компаний?
- Собираюсь более детально осветить вопросы, которые мы сегодня затронули. Живое общение, обмен опытом, обмен мнениями всегда полезны как для специалистов компаний, так и для проектных организаций, поскольку позволяет каждой стороне задать как можно больше актуальных вопросов и, самое главное, получить на них быстрые ответы, если, конечно, ответы на эти вопросы существуют.
Подготовил Виталий Чернов.
Подробнее о IX Всероссийском форуме «Современное состояние и перспективы развития российского рынка бункеровочных услуг» >>>>