1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Как будет выглядеть европейский порт в 2050 году?

8 апреля 2016   08:00

Как будет выглядеть европейский порт в 2050 году?


К 2050 году выбросы CO2 в международном масштабе сократятся практически до нуля. Такая амбициозная задача была поставлена соглашением по климату, принятым в Париже. Порт Роттердам уже реализует программу перехода к устойчивому и экологичному развитию. В последнем номере газеты Havenkrant перечислены пять примеров, которые показывают, как будет выглядеть порт будущего и как это воплощается уже сегодня. Тем не менее, на пути к устойчивому развитию портового кластера к 2050 году предстоит решить значительное количество проблем.

Нико ван Доорен, директор по энергетике и перерабатывающего сектора и Эрик ван-дер-Сханс, директор по управлению окружающей среды администрации порта Роттердам, изложили пять основных задач, которые придется решать на пути к портовой экономике замкнутого цикла.

Задача 1. Традиционно, Роттердам был крупным нефтяным портом. В связи с недавним соглашением по изменению климата, международное сообщество начало движение по пути сокращения использования ископаемых видов топлива. Как это скажется на самом порте?


- Эрик ван-дер-Сханс: «По сути, соглашение по климату вряд ли что-то добавит в изменениях, которые уже осуществляются, разве что ускорят их. Одно ясно: мы переживаем не эпоху перемен, но смену эпох. Линейная экономика вытесняется циркулярной экономикой. Это будет иметь несколько последствий для порта. В Роттердаме расположено большое количество нефтехимических заводов, которые в настоящее время работают на нефтепродуктах. Такое ископаемое сырье уже играет меньшую роль, в то время как химический сектор все больше обращается к растительным продуктам. Это один аспект. Во-вторых, нам нужно замкнуть цикл производства и потребления чтобы прекратить тратить сырье. Я говорю о вторичной переработке, повторном использовании и т.д. И в тех случаях, когда мы по-прежнему вынуждены использовать ископаемое топливо, что неизбежно до поры до времени, мы должны гарантировать, что выбросы CO2 будут улавливаться и вторично использоваться или изолироваться».

- Нико ван Доорен: «Мы, как администрация порта, всегда придерживаемся стратегии «не останавливаться». Другими словами, мы устанавливаем ветровые турбины в районе порта — и это самый крупный ветропарк в Нидерландах на суше - а также принимаем все виды других мер, которые направлены на повышение экологической устойчивости. И в то же время, мы работаем над тем, чтобы сделать имеющиеся промышленность и электростанции в районе порта более эффективными и экологически чистыми, насколько это возможно. Вам приходится выполнять одновременно оба дела, в противном случае у вас ничего не получится. Поскольку задача, с которой мы сейчас сталкиваемся, действительно трудноразрешимая».

Задача 2. Как можно избавиться от выбросов CO2 от деятельности порта?


- Нико ван Доорен: «Во первых, можно улавливать газ СО2 и направлять его через трубопроводы в теплицы в области Westland, где садоводы остро нуждаются в углекислом газе, так как он ускоряет рост культур. И этот газ опять сохраняется в биомассе. Мы уже начали это делать в небольших масштабах, но уже есть серьезные планы организовать это в гораздо большем масштабе. Мы будем делать это вместе распределением с промышленных предприятий остаточного тепла в теплицы, а также в частные домашние хозяйства, возможно, вплоть до Гааги и Лейдена. Это обычно называют круговоротом тепла. Сейчас мы позволяем терять впустую остаточное тепло на сумму около 6 млрд евро. Так что можете себе представить сколько прибыли мы можем получить от этого конкретного проекта».

- Эрик ван-дер-Сханс: «И нам еще нужно сохранять какое-то количество остающегося углекислого газа, который не может быть использован в теплицах, под землей. Для исследования этой технологии мы разработали планы по созданию пилотного проекта вблизи угольной электростанции Uniper в портовом районе Maasvlakte. Мы узнаем в этом году, будет ли для этого достаточно средств. Как портовая администрация мы решительно поддерживаем эту инициативу, так как нам, безусловно, нужна эта технология пока мы все еще находимся в процессе перехода от эпохи ископаемого топлива к эпохе устойчивого использования возобновляемых источников энергии. В дальнейшем мы можем получить технологии, которые позволяют повторно использовать CO2, например, используя водород для переработки его в природный газ, который можно было бы подавать в газовую сеть».

- Нико ван Доорен: «Вот почему как администрация порта мы - за новую систему по выбросам углерода, предложенную Нидерландами Евросоюзу. В нынешней системе делать выбросы CO2 – намного дешевле, так что инвестиции в подобные технологии не являются привлекательными. Сделайте выбросы CO2 слишком дорогим удовольствием - и тогда технологии, позволяющие использовать их с пользой, будут развиваться более-менее сами по себе».

ЗАДАЧА 3. Суда тоже вносят свой вклад в выбросы CO2. Как мы можем сделать их чище?

- Эрик ван-дер-Сханс: «Администрация порта поддерживает экологичное судоходство, поэтому мы делаем скидки судам при расчете портовых сборов, что побуждает судоходные компании инвестировать в суда, работающие на более чистых видах топлива, например СПГ. Портовая администрация инвестировала значительные средства в инфраструктуру и объекты, которые необходимы судам для бункеровки СПГ в порту. Вообще-то можно назвать Роттердам первопроходцем в этой области. И это не только наше мнение. Недавно был показан документальный фильм Берниса Нотебоома Sea Blind. Помимо всего прочего, в этом фильме рассказывается о полярной ледовой шапке, которая тает в том числе от слоя из частиц сажи судовых двигателей. Это одна проблема, которую мы решаем, когда переходим на СПГ в качестве судового топлива, или устанавливаем фильтр на двигателе. В этом фильме Роттердам приводится в качестве положительного примера передового порта, который предпринимает важные шаги для решения этой проблемы. И, как администрация порта, мы также поддерживаем более жесткие соглашения, когда речь идет о районах контроля выбросов: зоны, где суда должны переключиться на более чистые виды топлива. Мы хотели бы, чтобы такие области простиралась от Северного моря и Балтики и по всей Европе, а также выступаем за применение ограничений к большему количеству выбросов, в том числе азота.

Задача 4. При устойчивом снижении объемов импорта нефти в Роттердаме, мы можем ожидать, что все нефтехимические и химические предприятия в порту рано или поздно закроются?

- Эрик ван-дер-Сханс: «Ни в коем случае. Химическое производство на основе ископаемого сырья будет заменено производством на основе продуктов растительного происхождения: например, сахарной свеклы или пшеницы, грубых кормов из сои, древесных отходов. На самом деле, этот процесс уже идет полным ходом в порту Роттердам. У нас уже есть самый большой кластер в Европе, основанный на биоматериалах или так называемых возобновляемых источниках энергии. Это четыре перерабатывающих завода для растительных масел, четыре завода для переработки биотоплива и два биохимических производства. И мы планируем достигнуть значительный рост в этом секторе. Мы выделили 80 га для этих видов деятельности в районе Maasvlakte 2, из которых около 40 га еще свободны. Находясь рядом с этими объектами, вы не догадаетесь, перерабатываются здесь ископаемое топливо или продукты растительного происхождения. Они используют одни и те же водопроводы, трубопроводы и так далее. Большая разница в том, что в последнем случае вам не придется беспокоиться о выбросах CO2. Почему? Вот вам пример. Представьте, что у вас работает завод, который превращает сахарную свеклу в биотопливо. Когда это топливо сжигают, высвобождается CO2. Но так как на ферме сахарной свеклы уже посажена новая свекла, которая потребляет CO2 из воздуха, то это конечном счете и дает нулевой уровень выбросов углерода».

- Нико ван Доорен: «Это больше, чем просто внедрение новых, экологически чистых производств. Речь также идет о формировании устойчивого образа мышления, ведения бизнеса. Люди автоматически не  могут изменить способ ведения бизнеса в порту: нам необходимо ввести новые модели получения доходов, которые стимулируют устойчивый подход. Возьмите к примеру компанию, которая поставляет технологическую воду для промышленности. Если бы этой компании платили не за каждый литр поставляемой воды, но, например, за услуги по «охлаждению», это стимулировало бы компанию предоставлять именно эту услугу, стараясь использовать как можно меньше воды. Вы должны попытаться выстроить подобные стимулы везде, где это возможно. И, как портовая администрация, мы также стараемся быть посредниками в этом процессе. Например, в настоящее время мы работаем над тем, чтобы объединить производителя биопластика с компанией, которая может перерабатывать пластмассы без потери качества. Как правило, каждый этап переработки все больше ухудшает качество собранного пластика, так что в конечном итоге, единственное, на что годится такой пластик - это дорожные маркеры. Но в нашем случае, такой переработанный пластик подходит даже для упаковки пищевых продуктов. И это почти замкнутый цикл.

Задача 5. Вот игра на воображение: представим, что мы оказались в машине времени и отправились в порт 2050 года. Что мы там увидим?

- Эрик ван-дер-Сханс: «Давайте начнем с того, что вы услышите - или, вернее, что вы не услышите. Потому что этот порт будет намного тише, так как гораздо больше операций будет осуществляться на электричестве или водороде. Следующее, что вы заметите, это будет береговая линия Maasvlakte 2, которую вы сможете четко разглядеть благодаря красивой линии ветровых турбин. И куда вы ни посмотрите, повсюду будут солнечные панели: на крышах, на воде - похожие на те, которые вы уже можете увидеть в районе Slufter».

- Нико ван Доорен: «В то же время, я думаю, что уже сейчас в порту проглядывают многие элементы порта 2050 года. Можно увидеть много крупных контейнерных судов, и там еще будут всякие химические заводы с их узнаваемыми трубами и трубопроводами. За исключением того, что они будут работать на органических видах сырья, и над ними не будет клубиться дым, так как остаточное тепло не будет уже расходоваться впустую».

Материал подготовлен пресс-службой администрации порта Роттердам.

Перевод на русский ИАА «ПортНьюс».