По итогам 2015 года Черноморские контейнерные терминалы Румынии, Украины, России, Грузии и Болгарии переработали 2 млн 294 тыс. 848 TEUs, включая порожние контейнеры, не считая трансшипмента.
В данном обзоре рассматриваются данные только по груженым контейнерам, которые были переработаны указанными странами в количестве 1 628 797 TEUs. В результате, общее падение в регионе по груженым контейнерам в 2015 году составило 12,18% по сравнению с 2014 годом.
По итогам 2015 года общее падение объема груженых контейнеров в регионе составило 12,18%.
Объемы Черноморского региона в 2015 – 2014 годах, TEU
Если рассматривать каждую страну в отдельности, то очевидно, что рост по груженым контейнерам был зафиксирован в Болгарии и Румынии. По результатам 2015 года в Украине, России и Грузии имело место падение объемов груженых контейнеров на 26,1%, 13% и 13,24% соответственно.
Среди общего объема груженых контейнеров, обработанных регионом по итогам 2015 года, 52,66% составляет импорт, 47,34% - экспорт. В целом распределение контейнеров в регионе на груженые и порожние оценивается как 70,98% к 29,02%.
52,66% в Черном море составляет импорт.
По итогам 2015 года по сравнению с 2014 годом объем груженого экспорта из стран Черноморского региона увеличился на 0,22%. Украина показала рекордное падение экспортных объемов за период – 14,94%. В Грузии, Болгарии, России и Румынии наблюдался рост. При этом Грузия увеличила свои экспортные объемы на 18,99%. Что касается импорта в регион, то он уменьшился на 20,97%, в основном за счет падения импорта в Украину на 36,54%. Объем импорта упал и в остальных странах данного обзора, кроме Румынии, где наблюдался рост 2,43%.
В Украине рекордное падение импортных объемов за период –36,54%.
Объемы груженых контейнеров по странам, TEU
2015 |
2014 |
Рост |
|
Румыния |
426 213 |
415 743 |
2,52% |
Россия |
413 829 |
475 679 |
-13,00% |
Украина |
408 155 |
552 284 |
-26,10% |
Грузия |
222 081 |
255 958 |
-13,24% |
Болгария |
158 519 |
154 959 |
2,30% |
Всего |
1 628 797 |
1 854 623 |
-12,18% |
Таким образом, доли стран в общей переработке груженых контейнеров в 2015 году распределились следующим образом: Румыния – 26,17%, Россия – 25,41%, Украина – 25,06%, Грузия – 13,63%, Болгария – 9,73%.
По результатам общей переработки контейнеров по итогам 2015 года по сравнению с 2014 годом первая пятерка контейнерных терминалов региона изменилась. DPW (Констанца) сохранил первое место, ГПК Украина (Одесса) поднялся с 5-го на 3-е место, APMT Поти (Грузия) сохранил 2-е место, НЛЭ (Россия) опустился с 3-го на 4-е место, а НУТЭП (Россия) опустился с 4-го на 5-е место. При этом все пять крупнейших терминалов региона показали падение объемов переработки, кроме DPW (Констанца), показавшего рост в 1,15%.
Что касается линейных операторов в рассматриваемом регионе, то по итогам 2015 года состав лидеров изменился: Maersk Line, MSC, CMA CGM, ARKAS и ZIM. ARKAS потеснил ZIM c 4-го на 5-е место. Maersk Line вышел в лидеры, потеснив MSC на второе место. В совокупности перечисленные линии контролируют на Черном Море 74,10% рынка в общем объеме груженых контейнеров.
MAERSK, MSC, CMA CGM, ARKAS и ZIM контролируют 74,10% рынка.
Доли стран Черноморского региона в общем объеме груженых контейнеров
С середины 2014-го года был реорганизован сервис альянса G6 (Hapag Lloyd, OOCL, MOL, NYK, HMM, APL). OOCL перешел на сервис ZIM, при этом альянс G6 превратился в G5. Так, по итогам 2014 года участникам альянса G5 принадлежала совокупная доля рынка по груженым контейнерам в 6,21%, однако в 2015 году, доля рынка альянса G5 сократилась до 5,81%. При этом доля рынка OOCL по итогам 2014 года составляла 2,18%, а в 2015 году она снизилась на 0,26 п.п. и составила 1,92%. В 2015 сервис ABX был остановлен.
В первом квартале 2015 года начали свою совместную деятельность альянсы 2М (Maersk и MSC) и Ocean Three (CMA CGM, CSCL, UASC). Общая доля рынка MAERSK и MSC по итогам 2014 составляла 45,28%, тогда как в 2015 она увеличилась на 1,41 п.п. и составила 46,69%. Доля Ocean Three по итогам 2014 составляла 13,80%, но в 2015 году она увеличилась на 1,42 п.п. и составила 15,22%.
Также стоит отметить, что в 2015 контейнерный рынок Черноморского региона претерпел определенные изменения. WHL и KLINE приостановили свою активность в регионе, тогда как CSAV объединился с Hapag Lloyd, чем можно объяснить существенное снижение объемов CSAV на этом рынке. В то же время, на украинский рынок вышел новый перевозчик – TURKON Line, который имеет сильные позиции на направлении Средиземное море – Северная Америка. Входя на этот рынок в партнерстве с Admiral Container Line, TURKON Line попытается найти резервы роста, основываясь на динамично развивающихся торговых отношениях Украины и США.
Доли Черноморских Терминалов по итогам 2015 года |
Доли Линий Черного Моря в общем объеме груженых контейнеров по итогам 2015 года |
|
Обзор предоставлен компанией Informall BG.