• 15 марта 2016

    Обзор контейнерного рынка Черноморского региона за 2015 год

    По итогам 2015 года Черноморские контейнерные терминалы Румынии, Украины, России, Грузии и Болгарии переработали 2 млн 294 тыс. 848 TEUs, включая порожние контейнеры, не считая трансшипмента.

    В данном обзоре рассматриваются данные только по груженым контейнерам, которые были переработаны указанными странами в количестве 1 628 797 TEUs. В результате, общее падение в регионе по груженым контейнерам в 2015 году составило 12,18% по сравнению с 2014 годом.

    По итогам 2015 года общее падение объема груженых контейнеров в регионе составило 12,18%.

    Объемы Черноморского региона в 2015 – 2014 годах, TEU


    Если рассматривать каждую страну в отдельности, то очевидно, что рост по груженым контейнерам был зафиксирован в Болгарии и Румынии. По результатам 2015 года в Украине, России и Грузии имело место падение объемов груженых контейнеров на 26,1%, 13% и 13,24% соответственно.

    Среди общего объема груженых контейнеров, обработанных регионом по итогам 2015 года, 52,66% составляет импорт, 47,34% - экспорт. В целом распределение контейнеров в регионе на груженые и порожние оценивается как 70,98% к 29,02%.
    52,66% в Черном море составляет импорт.

    По итогам 2015 года по сравнению с 2014 годом объем груженого экспорта из стран Черноморского региона увеличился на 0,22%. Украина показала рекордное падение экспортных объемов за период – 14,94%. В Грузии, Болгарии, России и Румынии наблюдался рост. При этом Грузия увеличила свои экспортные объемы на 18,99%. Что касается импорта в регион, то он уменьшился на  20,97%, в основном за счет падения импорта в Украину на 36,54%. Объем импорта упал и в остальных странах данного обзора, кроме Румынии, где наблюдался рост 2,43%.  

    В Украине рекордное падение импортных объемов за период –36,54%.

    Объемы груженых контейнеров по странам, TEU


    2015 

    2014 

    Рост 

    Румыния 

    426 213

    415 743

    2,52%

    Россия 

    413 829

    475 679

    -13,00%

    Украина 

    408 155

    552 284

    -26,10%

    Грузия

    222 081

    255 958

    -13,24%

    Болгария

    158 519

    154 959

    2,30%

    Всего

    1 628 797

    1 854 623

    -12,18%

    Таким образом, доли стран в общей переработке груженых контейнеров в 2015 году распределились следующим образом: Румыния – 26,17%, Россия – 25,41%, Украина – 25,06%, Грузия – 13,63%, Болгария – 9,73%.

    По результатам общей переработки контейнеров по итогам 2015 года по сравнению с 2014 годом первая пятерка контейнерных терминалов региона изменилась. DPW (Констанца) сохранил первое место, ГПК Украина (Одесса) поднялся с 5-го на 3-е место, APMT Поти (Грузия) сохранил 2-е место, НЛЭ (Россия) опустился с 3-го на 4-е место, а НУТЭП (Россия) опустился с 4-го на 5-е место.  При этом все пять крупнейших терминалов региона показали падение объемов переработки, кроме DPW (Констанца), показавшего рост в 1,15%.

    Что касается линейных операторов в рассматриваемом регионе, то по итогам 2015 года состав лидеров изменился: Maersk Line, MSC, CMA CGM, ARKAS и ZIM.  ARKAS потеснил ZIM c 4-го на 5-е место. Maersk Line вышел в лидеры, потеснив MSC на второе место. В совокупности перечисленные линии контролируют на Черном Море 74,10% рынка в общем объеме груженых контейнеров.

    MAERSK, MSC, CMA CGM, ARKAS и ZIM контролируют 74,10% рынка.

    Доли стран Черноморского региона в общем объеме груженых контейнеров

    С середины 2014-го года был реорганизован сервис альянса G6 (Hapag Lloyd, OOCL, MOL, NYK, HMM, APL). OOCL перешел на сервис ZIM, при этом альянс G6 превратился в G5. Так, по итогам 2014 года участникам альянса G5 принадлежала совокупная доля рынка по груженым контейнерам в 6,21%, однако в 2015 году, доля рынка альянса G5 сократилась до 5,81%. При этом доля рынка OOCL по итогам 2014 года составляла 2,18%, а в 2015 году она снизилась на 0,26 п.п. и составила 1,92%. В 2015 сервис ABX был остановлен.

    В первом квартале 2015 года начали свою совместную деятельность альянсы 2М (Maersk и MSC) и Ocean Three (CMA CGM, CSCL, UASC). Общая доля рынка MAERSK и MSC по итогам 2014 составляла 45,28%, тогда как в 2015 она увеличилась на 1,41 п.п. и составила 46,69%. Доля Ocean Three по итогам 2014 составляла 13,80%, но в 2015 году она увеличилась на 1,42 п.п. и составила 15,22%.

    Также стоит отметить, что в 2015 контейнерный рынок Черноморского региона претерпел определенные изменения. WHL и KLINE приостановили свою активность в регионе, тогда как CSAV объединился с Hapag Lloyd, чем можно объяснить существенное снижение объемов CSAV на этом рынке. В то же время, на украинский рынок вышел новый перевозчик – TURKON Line, который имеет сильные позиции на направлении Средиземное море – Северная Америка. Входя на этот рынок в партнерстве с Admiral Container Line, TURKON Line попытается найти резервы роста, основываясь на динамично развивающихся торговых отношениях Украины и США.

    Доли Черноморских Терминалов по итогам 2015 года

    Доли Линий Черного Моря в общем объеме груженых контейнеров по итогам 2015 года

     

    Обзор предоставлен компанией Informall BG.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен