• 26 ноября 2004

    Морские порты в ожидании закона

     

     

    Проект закона «О портах РФ» Министерство транспорта намерено вынести на рассмотрение правительства России до конца этого года. Событие, которого морской и портовый бизнес ожидали в течение пяти лет, может, наконец, случиться - в России появится закон, регламентирующий работу портового комплекса. До его окончательного принятия пройдет еще несколько месяцев - после рассмотрения правительством, законопроект поступит в Государственную Думу, где его ожидает длительное и подробное обсуждение.

     

     

    Только Кодекс и Конституция

    Кодекс торгового мореплавания РФ, принятый в 1999 году, аппелирует к закону «О портах РФ». Однако до сих пор такого закона нет. В России сейчас существует 44 морских торговых, специализированных и рыбных порта, и вся их деятельность, а так же взаимоотношения с государством до сих пор не подчинены единому закону. Пока что работа в портах ведется на основании Конституции РФ и Кодекса торгового мореплавания. Спорные вопросы решаются в каждом конкретном случае на основании отдельных соглашений и договоренностей, или через обращения в суд. Такая практика негативно сказывается на работе портовых структур, ведет к созданию неконкурентной среды и, зачастую, делает портовый бизнес «теневым».

    «Закон нам необходим как воздух, - говорит капитан морского порта Санкт-Петербург Александр Глухов. . На моей памяти было 7 или 8 проектов такого закона. И все они не доходили до окончательного принятия. Надеюсь, что судьба последнего законопроекта будет иной, и он превратится в полноценный документ».

     

     

    Куда утекут портовые сборы?

    Новый проект, предлагаемый для рассмотрения Правительству РФ, разграничивает две сферы деятельности, связанные с морскими портами - хозяйственную и деятельность по осуществлению государственными органами контрольно-административных функций. Кроме того, будущий закон предполагает установление перечня портовых сборов, которые должны взиматься с судов в портах РФ. Концепция законопроекта предусматривает, что регулирование сборов и тарифов в портах федерального значения будет осуществляться федеральными органами власти, а в портах регионального и местного значения . региональными властями.

    Это положение вызвало множество споров. ФГУП «Росморпорт», с начала этого года аккумулирующий все портовые сборы на своих счетах, высказывается за сохранение существующего положения. По информации президента Ассоциации морских лоцманов России Владимира Егоркина, ежегодно федеральный бюджет получает около $300 млн. по линии портовых сборов. Из этой суммы в Петербурге «оседает» около $70 млн. в год, в Ленобласти - порядка $20 млн. ежегодно.

    В то же время региональные власти считают, что значительная часть сборов должна оставаться в тех регионах, где расположены порты. В частности, Северо-Западная парламентская ассоциация создала в конце октября этого года рабочую группу по подготовке рекомендаций к проекту федерального закона «О портах РФ». Депутаты региональных парламентов намерены добиваться пересмотра существующей практики распределения портовых сборов. В случае если это сделать не удастся, регионы предлагают внести в закон статью о зачислении в территориальные бюджеты арендных платежей за землю, на которой расположены портовые комплексы. При этом депутаты настаивают на том, что такие платежи должны быть адекватными тем доходам, которые получают работающие в порту компании. Северо-Западная парламентская ассоциация будет так же добиваться того, чтобы согласно новому закону капитаны портов отчитывались не только перед федеральным министерством, но и перед региональным руководством.

     

     

    Фрадкову нужен новый закон

    Федеральное правительство возлагает на закон «О портах РФ» особые надежды. В настоящее время портовый бизнес является местом столкновения интересов финансово-промышленных групп. В этой ситуации от полноты законодательства и невозможности его двойственного толкования во многом зависит стабильность работы портов. Как отметил Премьер-министр Российской Федерации Михаил Фрадков на заседании Правительства РФ 7 октября этого года «чтобы не допустить возникновения узких мест в этом секторе, необходима концентрация организационных, интеллектуальных, частных и государственных ресурсов для реализации крупных проектов». Он так же высказался за усиление роли государственно-частного партнерства (ГЧП) при обеспечении развития транспортной инфраструктуры в России. Министр транспорта Игорь Левитин привел в качестве примера успешной реализации инфраструктурных проектов с использованием механизмов ГЧП морской транспорт. По его мнению, для развития таких механизмов необходимо внести ряд законодательных изменений - добиться увеличения сроков аренды объектов портовой инфраструктуры, ввести платность за пользование отдельными гидросооружениями, в особенности, в европейской части страны.

    В настоящее время все договора аренды гидросооружений заключены с частными компаниями по разным ставкам. Причем, дифференциация арендных ставок наблюдается не только по разным портам, но и по разным компаниям внутри отдельных портовых комплексов. Новое законодательство должно выработать единый подход к аренде гидросооружений в морских портах России, и в частности, определить принципы формирования шкалы ставок арендных платежей.

     

     

    Отдайте причалы государству

    Несмотря на то, что согласно действующему Кодексу торгового мореплавания причалы в числе прочих гидротехнических сооружений должны находиться в собственности государства, некоторые компании успели оформить причалы в частную собственность сразу после объявления процесса приватизации в нашей стране и до 1999 года, когда был принят новый Кодекс. То есть из-за несовершенства законодательства, причалы, которые юридически представляют собой часть государственной границы и входят, как составляющая часть в морские порты оказались в частных руках. Как отмечает управляющий партнер Адвокатское бюро «ЮРИНФЛОТ-СПб» Владимир Морковкин, «принятие закона «О портах РФ» может затронуть интересы владельцев частных причалов». В законе, не исключает собеседник «ПортНьюса», все морские причалы могут быть «императивно признаны федеральной собственностью». Вследствие этого, после принятия закона и при процедуре регистрации всех портов в Государственном Реестре может последовать процесс возврата причалов из частной собственности государству. Наверняка, подобная перспектива не радует владельцев гидротехнических сооружений.

     

     

    Рыбные порты - вовсе не порты

    Управляющий партнер «ЮРИНФЛОТ-СПб» полагает, что новый закон, в случае его принятия, позволит не применять понятие «порт» к тем хозяйствующим субъектам, которые, по сути, портом не являются, а просто имеют в своем распоряжении один или несколько причалов. По мнению Владимира Морковкина, порт обязательно должен иметь кроме специализированных гидросооружений, подъездных сухопутных путей и перегрузочных терминалов еще некую акваторию. В настоящее время не все морские порты обладают соответствующей акваторией.

    В законопроекте полностью отражена позиция Минтранса относительно деятельности морских администраций в случаях, когда они расположены в так называемых смежных акваториях. Смысл этой статьи состоит в исключение из сферы торгового мореплавания администраций рыбных портов. Таким образом, фактически все административно-властные полномочия передаются Администрации Морского порта, при этом совершенно исключается роль Морских рыбных портов в рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации. «Подобная ситуация не способствует урегулированию отношений между морскими торговыми и морскими рыбными портами и, хочется надеется, что законодатель при рассмотрении проекта учтет все вышеназванные обстоятельства» - добавил Владимир Морковкин.

    Унификация и совершенствование законодательства применительно к морским портам затруднена. Причем затруднение представляется искусственным. Как оказалось, достигнуть согласия между всеми игроками портового рынка не просто. Поэтому, работа без закона воспринимается многими, как некий компромисс, привычный и понятный бизнесменами и государству.

    Однако принятие закона позволит ввести портовый бизнес в четкие и прозрачные рамки. Поэтому сам закон «О портах РФ» нужно принимать - это не вызывает сомнение. Вопрос заключается лишь в трактовке отдельных его положений: нельзя допустить, чтобы новый документ, регламентирующий работу всех российских морских портов, отражал исключительно интересы Минтранса и Федерального центра. Мнения регионов и портовых компаний так же должны найти отражение в новом законе.

     

     


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен