Председатель Совета директоров АО «Костромской судомеханический завод» Андрей Смирнов: «Мы любим строить катера и можем каждый катер сделать уникальным»
Одним из самых известных производителей катеров в России является Костромской судомеханический завод. О том, какова ситуация на предприятии, импортозамещении, кадрах, необходимых мерах государственной поддержки и тенденциях развития отрасли в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал председатель Совета директоров завода Андрей Смирнов.
- Андрей Валерьевич, Костромской судомеханический завод, который вы возглавляете уже много лет, известен своими катерами долгие годы. За годы перемен он не потерял, а даже нарастил мощности по выпуску современной, востребованной на рынке продукции… Как вам это удалось?
- Наш завод основан в 1934 году, так что возраст - вполне солидный, можно сказать, что мы находимся в периоде зрелости. Начиналось все более 80-ти лет назад с маленькой судостроительной артели, ну а сегодня это уже завод, хотя по сравнению с крупными предприятиями мы не такие уж и большие.
За более чем восемьдесят лет завод не стоял ни одного дня и выпустил несколько десятков тысяч катеров разных модификаций, это ледокольные буксиры проекта 1427, суда для лесосплава ЛС 56 А и КС-100, специальные катера Т-135, топливозаправщики, пожарные катера, грузовые, пассажирские и многие другие модификации. Катер КС-100 является одним из самых массовых катеров в России. Причина столь большой популярности, наверное, в конструкции катера, она очень простая, неприхотливая и надежная, ну и еще это наш водометный движитель – ему вообще нет аналогов в мире. Ни одной выступающей части на корпусе катера, ни на днище, ни на корме, сломать его очень сложно, а мелководья, грязи и гравия он не боится. Надежность катера такова, что зачастую к нам обращаются за запчастями на катера, выпущенные лет 35-40 тому назад.
Секрет прост - это желание и умение работать. Сплоченность в трудные времена, работа на результат. Мы любим строить катера и можем каждый катер сделать уникальным. Мы стремимся к этому и уже достигли хороших результатов. Секрет - это и вековые традиции, и история. Мы ее помним, совершенствуем наши катера, и ценим каждый опыт. У нас и книга есть «Люди.Годы.Катера» - живая история завода.
- А как обстоит с кадрами на заводе? Как удалось сохранить коллектив в трудные времена?
Коллектив – это самое главное. Молодой, слаженный, новаторский. Всему руководству завода от 25-ти до 40 лет, конструкторско-технологическое бюро- тоже, в основном молодежь, и рабочие под стать им. Хотя есть и люди умудренные опытом, в прошлом году отмечали 50 лет как один из наших работников впервые перешагнул проходную завода. Так что у нас опыт пополам с молодостью, а это – сила. Но самое главное, повторюсь, это традиции. Люди любят свое дело. Работают династии, семьи. Мы как фильм «Большая семья», помните такой? Нет, на словах это не расскажешь. Приезжайте к нам на завод, посмотрите.
- Расскажите, пожалуйста, о производственных итогах прошедшего 2015 года. Сколько судов построено? Какова динамика по сравнению с 2014 годом?
- В прошлом году наш завод оказался, как, в общем-то, и вся отрасль, в довольно непростом экономическом положении. Но отработали в прошлом году мы неплохо, даже запустили в производство два новых катера- пассажирский катер КС-162 (на 44-56 посадочных места) и скоростной тримаран. Пассажирский катер, по нашему мнению, получился вполне удачным. При водоизмещении в грузу порядка 20 тонн, он при двухмоторной установке с водометными движителями развивает максимальную скорость порядка 44-46 км/час, и это при суммарной мощности всего в 620 л/с и длине катера 22 м, очень даже неплохо. В салоне катера тихо даже на полных оборотах, отделка - как на хорошем междугородном автобусе, управление – гидравлика одной ручкой, двигатели отечественные, да он и сам на 95% состоит из отечественных комплектующих. Завод гордится этим катером!
Ну а тримаран – это как идея – сделать что-то экстремальное. Скорость 6,5-метрового катера с 200 сильным мотором и водометом может и не очень велика – около 74 км/час, а вот управляемость и остойчивость – на высоте.
Можно на полной скорости заложить любой поворот – он даже почти не кренится.
В прошлом году мы заложили пожарно-спасательный катер с мощностью судовой установки 930 л/с, отечественными двигателями и нашими водометами. Этот 15-ти метровый катер мы будем испытывать в этом году. Построили винтовые буксиры для паромных переправ. В общем, 2015 год был хоть и сложным, но очень плодотворным.
Недавно к нам обратились специалисты из Китая. У них в спасательной службе два десятка наших катеров отходили более 25-ти лет и им очень нравится наша продукция.
Сегодня наш завод выпускает более 30-ти различных модификаций катеров от 4 до 22 м: патрульные разъездные, водолазные, эвакуационно-спасательные, бонопостановщики, пожарно-спасательные катера, буксиры, пассажирские суда.
Наши катера могут оснащаться одно- и двухмоторными установками и различными типами движителей, водометными, винтовыми, а сейчас еще и угловыми поворотными колонками, с углом поворота 360°, (заметьте, нашего производства).
Наверное, очень хорошо, что на заводе имеется полный цикл производства, начиная от проектирования (у нас свое конструкторское бюро и все проекты только собственной разработки) и заканчивая механической частью (водометы, колонки, винты, рули и вся остальная оснастка).
На заводе свой механический цех с автоматическими обрабатывающими центрами, новейшее гибочное, сварочное, деревообрабатывающее производство.
Даже отделку мы сегодня можем делать любого уровня по желанию заказчика.
За последние несколько лет мы провели практически полную модернизацию производства, установили новейшее оборудование, построили новый цех. Так что заводу за 80 лет, а он - очень современный.
- Что Вы думаете о перспективах развития судостроительной отрасли? Какие направления будут востребованы на рынке до 2020 года?
- Планов много, очень много, но пока я об этом говорить не буду. Нужно сначала их реализовать, как говорится, отчет будет потом. В ближайшее время нам - судостроителям, надо будет укреплять обороноспособность страны, осваивать шельф, возрождать перевозки, в первую очередь пассажирские, по водным артериям России.
Судоходным компаниям сегодня нужен новый флот, с отличными от советских времен характеристиками. Нужны также и меры по стимулированию замены устаревших судов - флота, выработавшего свой ресурс более 10-15 лет назад, расходы на эксплуатацию которого топят судоходные компании в прямом и переносном смысле.
- Андрей Валерьевич, какие законодательные меры, по Вашему мнению, способствовали бы развитию судостроительной отрасли в России?
- Что мы ждем - это, конечно, настоящую программу поддержки отечественного судостроения, введение заградительных пошлин на ввоз подержанной импортной продукции, запрета на ввоз готовых изделий судостроения. Ввозить можно только комплектацию.
Представители нашего завода недавно были в Китае, так вот, там очень мудрая экономическая политика: на приобретение новый техники за границей КНР - катеров и судов наложен категорический запрет. Хочешь продавать катера в Китае - организуй их производство. Как нам заявили: нам нравятся ваши катера, но купить мы их не можем, на это наложен категорический запрет.
У нас они покупают сырье и образцы высокотехнологичной продукции, а потом производство организуют у себя.
Я думаю мы - все судостроители, хотим такой же политики государства, очень хотим.
Нужна государственная поддержка судовладельцев - судовой утилизационный грант. Подобно программе утилизации автохлама, можно будет заменить ветхое судно на новое, получив скидку от его стоимости. Важно вдохнуть жизнь в пассажирские перевозки по воде, транспортировку грузов, паромные переправы, рыболовецкие хозяйства.
Без поддержки заводов, строящих катера из российских комплектующих, сегодня тоже не обойтись. Они заставляют жить экономику страны, они загружают моторостроительные заводы, линейные производства, производство стали и алюминия, заводы по производству электроники…