Контейнером по Эрдогану
Российский ответ на враждебные действия Турции пока носит характер сплошного запрета на поставки турецких товаров. Турецкий импорт при этом составляет четверть импортного контейнеропотока через порт Новороссийск. Под риски подпадают также контейнерные линии Arkas, Admiral и CMA, связанные с Турцией. В ответ участники рынка опасаются проблем с проходом судов под российским флагом или с российскими грузами через Босфор.
Закидаем помидорами
Как известно, в ответ на агрессивные действия Турции, чьи ВВС сбили российский самолет, Россия прибегла к ассиметричному ответу. По факту он выражается в том, что все грузы, по таможенным кодам так или иначе связанные с Турцией, под разными предлогами не выпускаются на территорию России. При этом большинство этих грузов уже оплачены или частично оплачены российскими заказчиками.
В настоящее время предоплаченные грузы из Турции «подвисли» на таможне. Правда, некоторым компаниям удалось добиться их выпуска, например, машинокомплектов для сборочных предприятий «Соллерса». Однако это – исключение. Например, на таможне задерживаются машинокомплекты для сборочного производства Mercedes в Татарстане.
Основная проблема, впрочем, связана с продовольственными грузами, цитрусовыми и особенно с томатами, срок хранения которых составляет около пары недель. Кроме того, при их относительно низкой стоимости томаты необходимо перевозить в дорогих рефрижераторных контейнерах. Как правило, российский покупатель (торговые сети) оплачивают 30% стоимости томатов сразу. Задержка с их выпуском приводит к потере этих средств, а также налаженных цепочек поставок что, в свою очередь, влечет за собой рост цен и создание дефицита.
Быстро найти альтернативных поставщиков на турецкие томаты сложно. Они могут также поставляться из Марокко, Ирана, Китая, однако, если говорить о Марокко, цены на продукты из этой страны будут достаточно высокими, а если говорить об Иране, то с него пока так и не сняты санкции, в случае же с Китаем продукция может оказаться низкого качества. В долгосрочной перспективе, после роста цен, можно надеяться на импортозамещение, однако цена его будет высока.
Основной поток грузов из Турции идет в Россию через Азово-Черноморский бассейн, порт Новороссийск. Часть груза идет через Северо-Запад (Санкт-Петербург), где турецкие товары также не выпускаются.
Между тем, 1 декабря 2015 года вышло постановление правительства России, которым утверждён перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика и которые запрещены с 1 января 2016 года к ввозу в Россию. В число запрещенных турецких продуктов попали те же томаты, цитрусовые, некоторые овощи и фрукты. Также, в указанном постановлении говорится о мерах по сокращению количества передаваемых Турецкой Республике на 2016 год российских разрешений, предоставляющих право турецким перевозчикам на осуществление двусторонних автомобильных перевозок, до 2000 единиц и обозначаются другие антитурецкие санкции.
При этом в своем послании к Федеральному Собранию президент России Владимир Путин заявил, что меры в отношении Турции «не ограничатся помидорами», так что стоит ожидать дальнейшего ужесточения позиции со стороны России.
Риски возникают и у судоходных линий, связанных с Турцией. Речь идет о таких линиях, как Arkas (занимает 15,3% доли рынка в Новороссийске по всем направлениям), Admiral (4,7%), возможно CMA CGM (2,8%, один из крупных акционеров Роберт Йылдырым - является гражданином Турции). При этом доля рынка в Новороссийске по рефконтейнерам из Турции у Arkas составляет 65%, у Admiral 33%.
По данным за октябрь 2015 года общий импорт через Новороссийск контейнерных грузов составил 17,8 тыс. TEUs, импорт из Турции - 4,4 тыс. TEUs. Общий экспорт составил 12,6 тыс. TEUs, экспорт в Турцию - 1,7 тыс. TEUs.
В Санкт-Петербург импорт из Турции несущественный, экспорт в эту страну составляет 30 тыс. TEUs в год (около 5% от общего экспорта из Санкт-Петербурга). Доля рынка CMA CGM оценивается в Санкт-Петербурге примерно в 10%.
В Турцию из России, в основном, экспортируются бумага и пиломатериалы.
С другой стороны, в ответ Турция может создать проблемы для российских судов, проходящих через Черноморские проливы. Хотя в соответствии с конвенцией Монтрё Турция не имеет права отказывать судам в прохождении проливов (без объявления войны), по факту можно придумать множество поводов для досмотра судов под российским флагом, сделав их рейсы нерентабельными (например, под предлогом террористической угрозы). Здесь под риск ответных мер подпадают, прежде всего, российские суда река-море плавания, которые используют российский флаг. При этом, в случае дальнейшей эскалации конфликта между двумя странами, турецкие контрмеры могут зайти и дальше флагов, распространившись на суда с российскими грузами.
Россия не случайно выбрала овощи и фрукты из Турции для санкционных мер. Сокращение поставок этих товаров в Россию может создать социальное напряжение в некоторых турецких регионах, экономика которых сильно зависела от этих поставок. Однако, чтобы не «наказывать самих себя», России стоило бы подумать о введении некоторой отсрочки санкционных мер, чтобы российский бизнес успел адаптироваться к новым условиям и не терял деньги на уже оплаченных поставках, а также обуздать излишне «патриотичных» таможенников на местах.
Виталий Чернов.