ФАС России завершает расследование о возможном ценовом сговоре контейнерных линий. Сами участники рынка не согласны с подозрениями службы и указывают на пятикратное снижение фрахтовых ставок за последние годы. Также возникают вопросы о логике включения тех или иных операторов в расследование.
Сговор или оговор?
Как сообщили ИАА «ПортНьюс» в Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России, в настоящее время расследование о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ряда линейных контейнерных линий, которое было инициировано еще в 2013 году, вошло в «завершающую стадию». Рассмотрение этого дела назначено на 6 ноября 2015 года.
Напомним, что в начале 2013 года ФАС совместно с МВД РФ провела внеплановые проверки в отношении 14 российских компаний-агентов крупнейших мировых судоходных линий. В конце 2013 года служба возбудила дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации в отношении агентов Maersk, MSC, CMA CGM, APL, K Line, NYK Line, OOCL, COSCO, Evergreen, HMM, ZIM, HL и тд.
ФАС России подозревает, что крупнейшие судоходные компании заключили антиконкурентное соглашение по синхронному и относительно единообразному установлению надбавок (GRI) к ставкам фрахта при перевозке грузов в контейнерах по маршруту ЮВА, Дальний Восток – Санкт-Петербург/Санкт-Петербург – ЮВА, Дальний Восток.
В целях изучения специфики рынка ФАС России привлекла к рассмотрению дела независимых экспертов. Специальное научное исследование было поручено Государственному университету морского и речного транспорта им. Макарова (Санкт-Петербург). Ученые университета провели научно-исследовательскую работу (НИР), результаты которой приобщены к материалам рассматриваемого дела. Среди прочих вопросов были изучены продуктовые и географические границы рынка, влияние операционных альянсов судоходных линий на рынок, а также вопросы ценообразования.
После возобновления дела комиссия ФАС России исключила из числа ответчиков ряд компаний. Вместе с этим, по признакам согласованных действий в качестве ответчиков по делу привлечены зарубежные судоходные компании: A.P. Моller-Maersk A/S (Дания); MSC SA (Швейцария); CMA СGM SA (Франция); Hyundai Merchant Marine Со., Ltd (Южная Корея); OOCL (Гонконг); Evergreen Marine Corp. Ltd.(Тайвань).
Опрошенные ИАА «ПортНьюс» участники рынка, пожелавшие остаться анонимными, указали, что с 2007 по 2015 год ставки фрахта на линиях из Китая в Санкт-Петербург снизились почти в 5 раз – с $4-5 тыс. до $800-900 за сорокафутовый контейнер, что само по себе опровергает наличие ценового сговора. О низком уровне расследования, по мнению участников рынка, говорит тот факт, что долгое время оно велось в отношении одних только агентов.
Кроме того, неясна логика ФАС в исключении одних операторов из расследования и сохранении в нем других. Так, из расследования были исключены Ocean Container Services (агент Hapag Lloyd), COSCO, APL China Shipping Agency, Nyk-Line, K-Line, Zim. Также участники рынка указывают на то, что некоторые линии, работающие на рассматриваемых сервисах, изначально вообще не попали в расследование.
Если ФАС вынесет решение о взыскании штрафов за нарушение антимонопольного законодательства, то судов не избежать. И тогда возникнет вопрос, в какой юрисдикции будут происходить судебные разбирательства с учетом того, что к ответственности планируется привлекать иностранные офисы линейных контейнерных операторов.
Примечательно в этой связи и то, что в том же 2013 году Европейская комиссия (ЕК) также начала официальное антимонопольное разбирательство в отношении 14 линейных судоходных компаний, чтобы понять, являются ли согласованные действия линий нарушением антимонопольных правил Европейского союза. ЕК отмечает, что перевозчики делали регулярные публичные заявления об увеличении базовой ставки фрахта (GRI) через пресс-релизы на своих сайтах и в специализированной отраслевой прессе, которые, как правило, совпадают для всех перевозчиков. ЕК считает, что такая практика может быть сигналом для других перевозчиков о намерении повысить цены и может нанести вред конкуренции и потребителям.
По своей сути претензии ФАС России и ЕК в отношении судоходных линий очень схожи. В ФАС России утверждают, что служба взаимодействует с ЕК и китайскими регуляторами, а также с другими регуляторами стран ОЭСР и АТЭС в целях рассмотрения антимонопольного дела.
Примечательно, что ФАС подошла к завершению расследования на фоне резкого сокращения контейнеропотока через морские порты России и западных санкций.
Виталий Чернов.