СГТС получили отсрочку на год
Инициатива министра природных ресурсов Юрия Трутнева о передаче судоходных гидротехнических сооружений (СГТС) в ведение Минприроды встретила волну контраргументов со стороны Министерства транспорта РФ. Временно Минтранс сохранил за собой СГТС и получил финансирование этих объектов на 2007 год. Вопрос о том, кто в дальнейшем будет содержать СГТС и управлять ими отложен на конец 2007 года.
Идея отложена
На октябрьском заседании правительства РФ, которое было посвящено проблемам водохозяйственного комплекса России министр природных ресурсов (МПР) Юрий Трутнев выступил с инициативой передать все гидротехнические сооружения на внутренних водных путях (ВВП) на баланс единого контролирующего органа - МПР. Министерство транспорта (Минтранс) РФ настаивает на принципе неразрывности транспортного процесса на ВВП. Нельзя отделять шлюзы, речной флот и перевозки, считают в министерстве. «Внутри одного ведомства все вопросы решаются оперативно. А если все будет разнесено по разным ведомствам, мы придем к коллапсу», - отметил в беседе с ИАА «ПортНьюс» представитель Минтранса.
Разобраться в этом вопросе правительство поручило заинтересованным федеральным органам исполнительной власти до 15 декабря 2006 года. В этот срок требовалось провести «анализ ожидаемой эффективности и возможных рисков реализации предложений по концентрации функций федеральных органов исполнительной власти по управлению в сфере водного хозяйства в одном федеральном органе исполнительной власти с учетом имеющегося опыта организации управления в этой сфере». Однако эта работа оказался весьма сложной. В конце декабря 2006 года Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) МПР РФ направило в правительство письмо, в котором говорится, что этот вопрос требует серьезной проработки. Поэтому агентство просит перенести его рассмотрение на конец 2007 года.
Неотъемлемое звено
В России действует 30 000 гидротехнических сооружений. Из них под контролем Минтранса эксплуатируются 723 СГТС, которые находятся на балансе организаций Федерального агентства морского и речного транспорта Минтранса РФ (Росморречфлота). В их числе 108 шлюзов и Красноярский судоподъемник, 70 плотин, более 160 напорных дамб и других сооружений. Основной причиной низкого технического состояния ряда сооружений, по мнению главы Росморречфлота Александра Давыденко, является недофинансирование на их содержание в 90-х годах прошлого столетия и значительный возраст СГТС: 75% действующих судоходных гидросооружений находятся в эксплуатации от 50 до 176 лет. С 2003 года государственное финансирование на ремонтные работы СГТС и путевого хозяйства увеличилось в 10 раз, что позволило значительно улучшить техническое состояние многих объектов.
Все СГТС обеспечивают межбассейновые транспортные соединения, продвижение грузов, товаров, перемещение людей, и самое главное - безопасность судоходства. «По аналогии с другими видами транспорта, судоходные гидросооружения такие же неотъемлемые транспортные объекты, как тоннели и мосты, - отметил министр транспорта РФ Игорь Левитин, выступая на посвященной проблеме СГТС Коллегии Минтранса. - Нам видится, что изъятие их из транспортного звена может привести к снижению управляемости транспортным процессом на внутренних водных путях, а значит к уменьшению грузооборота и как следствие - к экономическим потерям, как перевозчиков, так и грузоотправителей и получателей, а также к снижению уровня безопасности судоходства».
Речной транспорт является одним из самых безопасных видов транспорта. Аварийность на ВВП по данным специальной комиссии Евросоюза, в 178 раз ниже, чем на автотранспорте и в 13 раз ниже, чем на железной дороге. Расход топлива на 1 тонну груза при движении судов по ВВП в среднем в 8 раз ниже, чем энергозатраты железнодорожного локомотива и в 26 раз меньше тяжелого грузового автомобиля. При этом российский речной транспорт, по данным Минтранса, обслуживает 26 автономных республик, краев, национальных округов и 42 области РФ, а также значительную часть внешнеторговых перевозок. Ежегодно внутренним водным транспортом перевозится порядка 130 млн. тонн грузов и около 20 млн. пассажиров.
Эффективность работы речного транспорта, стоимость перевозки грузов во многом зависят от функционирования Единой глубоководной системы(ЕГС) с глубиной судового хода до 4 метров и протяженностью 6,5 тыс. км. ЕГС не имеет аналогов в мире. В ее состав входят Волго-Балтийский, Беломорско-Балтийский, Волго-Донской судоходные каналы и канал им. Москвы. Все они обеспечивают транспортную связь между пятью морями. Водные пути ЕГС европейской части России в соответствии с Европейским соглашением, подписанным Российской Федерацией, включены в состав важнейших ВВП международного значения. В перспективе, после открытия ВВП России для прохода судов под флагом иностранного государства, предусматривается организация перевозок грузов и пассажиров по Большому Европейскому воднотранспортному кольцу, включающему российскую ЕГС.
Негативные последствия непрофильного руководства
Примеры передачи СГТС в эксплуатацию непрофильным и нетранспортными организациями привел на заседании Коллегии Минтранса Александр Давыденко. «В октябре 2005 года состоялось перекрытие реки Кубань, однако до сих пор судоходные шлюзы Тиховского гидроузла, находящиеся в ведении Минсельхоза России, не сданы в эксплуатацию», - сообщил он. Краснодарский гидроузел, находящийся на балансе МПР, по словам Давыденко, на второй год после постройки пришел в аварийное состояние. С 1995 года судоходный шлюз не эксплуатировался в течение 10 лет. По этим причинам ОАО «Кубанское речное пароходство» потеряло несколько месторождений нерудных строительных материалов. Была парализована работа пассажирского флота, произошла невосполнимая потеря грузопотоков порядка 90 млн.тонн, упущенная выгода составила более 20 млрд.рублей. Эти негативные последствии от вывода СГТС из-под контроля Минтранса, по мнению главы Росморречфлота, могут стать иллюстрацией того, к чему может привести реализация на практике предложения МПР.
Финансирование
На 2007 год Минтранс остался бюджетополучателем средств, выделенных из федерального бюджета на реконструкцию и модернизацию СГТС. На 2008 год бюджетные заявки на эти цели так же подаются в Министерство финансов РФ от Минтранса. Бюджет будущего года должен быть внесен в Государственную Думу до 30 апреля 2007 года. Поэтому времени на раздумья у тех, кто несет ответственность за судоходство, нет.
По словам Давыденко, восстановление и реконструкция гидротехнических сооружений выполняются в рамках подпрограммы «Внутренние водные пути» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы». Предложения Минтранса России по финансированию работ в рамках программы на 2007 год составляют 247,2 млн. руб., на 2008 год – 1026,0 млн. руб., на 2009 год – 1532,0 млн. руб. и на 2010 г. – 2740 млн. руб.
Рискованная передача
Росморречфлот настаивает на сохранении за агентством функций балансодержателя СГТС. По мнению главы агентства, передача этих функций от Росморречфлота в Росводресурсы может привести к многочисленным рискам. Во-первых, может быть нарушен сам непрерывный принцип транспортного процесса на ВВП, нарушится сбалансированная логистическая схема доставки грузов. Во-вторых, себестоимость перевозок грузов по ВВП может значительно возрасти, что приведет к снижению конкурентоспособности речного транспорта. Помимо этого, Росморечфлот прогнозирует возможное снижение эффективности диспетчерского управления движением судов; снижение уровня безопасности судоходства и судопропуска через шлюзы; ухудшение условий, необходимых для развития транзитного потенциала внутренних водных путей и снижению интереса к Российской Федерации на международном транспортном рынке. В случае, если такое решение будет принято, то возникнет необходимость внесения большого количества изменений в законодательные и нормативно-технические акты, потребуется менять систему финансирования, пересматривать финансово-хозяйственные отношения на речном транспорте. «Прогнозируемые риски показывают нецелесообразность передачи от Росморречфлота судоходных гидротехнических сооружений», - отмечает Давыденко.
Министерство транспорта и представители судоходных компаний в этом вопросе высказывают единое мнение: совершенствование управления внутренними водными путями и водохозяйственным комплексом страны должно идти через координацию работы федеральных органов власти и подведомственных им предприятий и организаций.
Надежда Малышева