Россия впервые выдвинула своего кандидата на пост генерального секретаря Международной морской организации (ИМО). Об аргументах, которые будут предложены международному морскому сообществу в поддержку этого решения в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказывает российский кандидат Виталий Клюев.
- Виталий Владимирович, расскажите, пожалуйста, почему Россия и лично Вы приняли решение баллотироваться на столь высокую должность в ИМО?
- Если говорить о российской позиции, то ответ достаточно простой.
Пришло время, в ИМО назрели перемены. Россия является членом ИМО с самого начала и активно участвует в разработках ИМО. Поэтому мы хорошо видим назревшую необходимость, и знаем, как решить эти проблемы, знаем, как улучшить работу организации и внести свой вклад в жизнь ИМО. В то же время, мы настаиваем на том, что Секретариат ИМО всегда должен сохранять независимость как от одной страны, так и от группы государств, но полностью зависеть от решений, принимаемых в ИМО коллегиально. И именно Секретариат ИМО должен работать над тем, чтобы все решения организации были своевременно и в полном объеме реализованы.
Поскольку правила ИМО являются глобальными, Россия в значительной степени зависит от них. Ведь у нас более 60% всей внешней торговли осуществляется посредством морской торговли. У нас работают 68 морских портов, расположенных на берегу 3 океанов.
- Для Вас этот шаг очень ответственный. Вы осознаете, что он потребует от Вас значительно больше сил и энергии, чем это было когда-либо ранее?
- Вся моя жизнь, начиная с детства, связана с морем и судоходством. Мой отец был капитаном судна, мой старший брат также служил в отрасли.Так что я ощущаю море, судоходство, как мою внутреннюю жизнь. Я окончил факультет судовождения Дальневосточного Высшего инженерного морского училища, а затем получил второе высшее образование в Институте международных отношений Дальневосточного государственного университета. Потом я учился в США, в Японии и снова в России. Думаю, что у меня достаточно знаний, навыков, энергии, чтобы внести свой вклад в морские разработки по всему миру. И что очень важно, я лично хорошо понимаю и полностью разделяю позицию России и ряда других крупных морских держав по дальнейшему развитию ИМО, по оптимизации работы Секретариата ИМО.
- В Вашей биографии указано, что вы имеете ученую степень – доктор транспорта. А каков Ваш опыт практической работы в международных организациях?
- Мне довелось достаточно активно работать в международной морской отрасли. Я начинал как менеджер Азиатско-Тихоокеанской компьютерной информационной системы (AРСIS) - региональной информационной системы Токийского меморандума о портовом контроле (PSC), которая и по сей день является одной из лучших информационных систем государственного портового контроля в мире. Под моим руководством создана Черноморская информационная система (BSIS) - региональная информационная система Черноморского Меморандума о PSC. В дальнейшем мне доверили председательствовать или вице-председательствовать в комитетах Токийского, Черноморского и Парижского меморандума о PSC. Участвуя в различных мероприятиях связанных с морской деятельностью, я посетил более 50 государств-членов ИМО, расположенных на всех континентах. Я участвую в работе ИМО с 1999 года в различном качестве. Поскольку в России я отвечаю за подготовку позиции российских делегаций на все мероприятия ИМО, мне знаком весь спектр обсуждаемых в ИМО проблем. Плотное взаимодействие с Секретариатом ИМО и лично с действующим Генеральным секретарем ИМО на протяжении многих лет позволило мне понять как структуру, так и фактическую организацию работы Секретариата, имеющиеся проблемы.
- Имея такой практический опыт, что Вы готовы предложить в качестве программы кандидата на пост генсека ИМО?
- Основными сферами внимания Генерального секретаря на ближайшее время, как это видится мне, должны стать несколько направлений.
Во-первых, необходимо завершить реформы, начатые действующим генеральным секретарем, сохранив соответствующий бюджет организации и достаточный состав компетентных сотрудников Секретариата.
Во-вторых, нужно сосредоточиться на правильном и эффективном осуществлении системы аудита государств-членов IMO (IMSAS). Необходимо улучшить систему представления отчетности, включая электронные средства, существующая система не дает того результата, который предписан Конвенциями – и это одна из серьезнейших проблем ИМО, ответственность за которую несет Секретариат.
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделять сбору данных по реализации обязательных требований государствами-членами и трудностям, которые у государств возникают в связи с этим, и предлагать практические решения для полного внедрения уже принятых требований всеми странами без исключения, иначе эффективность таких требований резко снижается.
Кроме того, представляется полезным ввести для Секретариата ИМО систему менеджмента качества. Мы разработали и приняли МКУБ, мы требуем от судоходных компаний, судов, портовых средств планирования системы охраны, мы внедряем целевые стандарты, мы требуем систему качества от морских образовательных учреждений, а Секретариат сам в своей работе не пользуется прогрессивными методами формализованных систем качества. На мой взгляд настало время Секретариату ИМО показать пример и разработать систему качества для себя.
Разработать и внедрить программы Секретариата для активного общения с каждым из государств-членов, уделяя особое внимание развивающимся странам, используя для этого современные каналы связи между Секретариатом и каждым из государств-членов. Понимая на собственном опыте все сложности работы морской администрации, тем более такой многообразной как наша, и сложности взаимодействия с секретариатом, полагаю Секретариат должен занимать активную позицию в контактах с членами ИМО. При этом психологию работников Секретариата нужно перенастроить исходя из принципа «Секретариат для стран-членов ИМО, а не наоборот». Важно также исключить влияние работников Секретариата на суть принимаемых ИМО решений – Секретариат здесь только инструмент, но не решающий орган.
Для оценки находящихся в стадии разработки или уже готовых обязательных требований необходимо ввести действенную систему инструментов, базирующихся на оценке рисков. Реализация на всех этапах нормотворческого процесса оценки регулирующего воздействия принимаемых или принятых решений позволит сделать наши решения более реалистичными, избежать в будущем споров о реализуемости этих решений накануне вступления их в силу, исключить практику принятия резолюций, де-факто откладывающих вступление в силу тех или иных обязательных требований. Здесь Секретариат может и должен проделать всю техническую работу и предоставить полную информацию соответствующим коллегиальным органам ИМО.
Также следует инициировать всесторонний пересмотр действующих правил для обеспечения большей гибкости морской отрасли при сохранении нынешнего или более высокого уровня безопасности.
- Каковы Ваши шансы на успех?
- Трудно сказать. Россия впервые сделала такой шаг. И я, как кандидат, буду прикладывать максимум усилий, чтобы убедить голосующие страны-члены ИМО в своей способности и компетентности занять этот пост.
В Россию неоднократно приезжал действующий генеральный секретарь ИМО Коджи Секимицу. Мы с ним много беседовали, обсуждали работу организации, ее сильные и слабые стороны. Недавно, когда мы подали заявку в Секретариат на участие в предстоящих выборах, г-н Секимицу не только не удивился, но и одобрительно прокомментировал мою кандидатуру. Как ни странно, именно это одобрение дало мне какой-то особенный положительный импульс, веру в победу.
- Спасибо, Виталий Владимирович за интервью. Будем болеть за Вас!
Беседовала Надежда Малышева.