• 5 февраля 2007

    Игорь Телешев: грузооборот петербургского порта в 2007 году сохранится на уровне 2006 года

    Крупнейший на Северо-Западе морской терминал, ориентированный на экспортную перевалку нефтепродуктов, по итогам 2006 года показал незначительный спад грузооборота. Однако в середине прошлого года эксперты прогнозировали более заметное снижение объемов перевалки грузов на Петербургском нефтяном терминале (ПНТ). Предпосылкой к этому могла стать особенность летней речной навигации 2006 года в порту Санкт-Петербург, прошедшей впервые без судов «Волготанкера».

    О том, каким стал для ПНТ прошедший год ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» Игорь Телешев.

     

    - Игорь Анатольевич, как вы оцениваете итоги работы ПНТ в 2006 году? Были ли эти результаты предсказуемы?

    - В 2005 году общий объем перегруженных нефтепродуктов составил 10,8 млн. тонн. В 2006 году этот показатель равнялся 10,6 млн. тонн. Следует отметить, что, несмотря на более чем двукратное снижение объемов грузов, поступивших на терминал по реке (по Неве и Волго-Балтийскому водному пути – прим. «ПортНьюс»), оптимизация логистики нефтепродуктов, поступающих по железной дороге, позволила ПНТ в минувшем году практически сохранить объемы перевалки на уровне 2005 года.

     

    - Какие основные факторы повлияли на снижение грузооборота нефтепродуктов в порту Санкт-Петербург в прошедшем году? Помимо сокращения грузопотока по Волго-Балту, были ли иные факторы? Сказалось ли на падении объемов перевалки нефтепродуктов отсутствие четкого правового поля во взаимоотношениях стивидорных компаний и государства?

    - Безусловно, основным фактором почти 17-процентного снижения грузооборота нефтепродуктов в порту Санкт-Петербург в 2006 году стало сокращение грузопотока по Волго-Балтийскому пути. Кроме того, часть нефтепродуктовых грузов, переваливаемых в 2005 году на рейде порта Санкт-Петербург, была переориентирована на терминал компании «РПК-Высоцк ЛУКОЙЛ -II».

    Что касается разногласий между стивидорными компаниями и государственными органами, я считаю, что на объемах перевалки нефтепродуктов в Петербургском порту они никак не отразились.

     

    - Можно ли говорить о переориентации нефтепродуктовых грузов в другие порты на Северо-Западе страны? Можно ли прогнозировать такую тенденцию в ближайшие годы?

    - В ближайшей перспективе на Северо-Западе вступит в строй нефтепродуктовый терминал в порту Приморск (строится в рамках проекта «Север» АК «Транснефтепродукт») и выйдет на полную мощность терминал в Высоцке. В связи с этим возможно некоторое перераспределение грузов. Однако говоря о терминале ОАО «АК Транснефтепродукт», следует отметить, что изменения направления грузопотоков затронут только светлые нефтепродукты.

    Кроме того, поскольку, в будущем произойдет выравнивание железнодорожных тарифов для осуществления перевозок в направлении российских и прибалтийских портов, возможно, часть грузов уйдет из России в страны Балтии. Однако, в первую очередь, такая переориентация грузопотоков затронет порты Кольского полуострова, а также небольшие терминалы Северо-Запада, предлагающие клиентам сервис не самого высокого класса.

     

    - Какие действия предпринимает ПНТ для сокращения риска снижения грузооборота терминала в 2007 году? Можете ли дать прогноз по порту Санкт-Петербург на 2007 год? Какова в 2007 году может быть доля грузов, поступающих в порт речным путем? Готова ли железная дорога взять на себя часть нефтегрузов, выпавших из грузооборота порта в 2006 году?

    - Приоритетное значение для Петербургского нефтяного терминала имеет постоянное повышение уровня услуг, предоставляемых клиентами. Так, ввод в строй двух резервуаров по 40 тыс. куб. м в 2007 году увеличит возможности терминала по единовременному хранению, расширит номенклатуру переваливаемых нефтепродуктов (новые резервуары предназначены для различных сортов мазута), что, в свою очередь, повысит качество услуги, предоставив клиентам терминала большие возможности. Это также обеспечит непрерывность производственного процесса даже в случае возникновения непредвиденных ситуаций вызванных несоблюдением графика подхода морских и речных судов. Бесперебойная работа терминала, а, следовательно, и пунктуальное выполнение терминалов контрактных обязательств достигаются благодаря постоянному усовершенствованию системы логистики.

    Оценкой усилий терминала, направленных на повышение качества услуги, создание максимально комфортных условий для клиентов, является сертификация на соответствие международному стандарту ISO 9001: 2000, а так же аудиты компаний «Shеll» и «BP», подтвердивших разрешения для своих поставщиков переваливать нефтепродукты через ПНТ. Подтверждением того, что Петербургский нефтяной терминал является клиентоориентированной компанией, стала победа ПНТ в международном конкурсе «Нефтяной Терминал 2006» в номинации «Надежный партнер».

    Что касается прогнозов на 2007 год, то, скорее всего, объемы грузов, которые будут перегружены в порту Санкт-Петербург, останутся на уровне 2006 года. Количество нефтепродуктов, которые могут поступить на терминал водным транспортом, в значительной мере зависит от того, смогут ли потенциальные клиенты ПНТ зафрахтовать необходимый тоннаж.

    Мне представляется сомнительным, что порт сможет дополнительно принять несколько миллионов тонн нефтепродуктов по железной дороге. И дело здесь не только в том, что возможности припортовой железнодорожной инфраструктуры практически исчерпаны, но и в том, что для приема таких объемов нефтепродуктов необходимы дополнительные мощности для обработки этих грузов.

     

     

    Надежда Малышева

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен