1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Прошлое и будущее

12 января 2015   15:06

Прошлое и будущее

Прошедший год был богат на события в сфере морского и речного транспорта, портовой инфраструктуры. Мы решили обозначить наиболее значимые, на наш взгляд, отраслевые события 2014 года.

Акулы бизнеса


Главным корпоративным событием конца 2013 – начала 2014 года стала, пожалуй, покупка группой Global Ports активов «Национальной контейнерной компании» (НКК), что привело к созданию самого мощного контейнерного оператора в морских портах России. Президент НКК Алена Ашуркова была назначена заместителем генерального директора Global Ports, однако в декабре 2014 года стала временно исполнять обязанности генерального директора «Объединенной зерновой компании» (ОЗК), поменяв фамилию на Игумнову. К слову сказать, совладельцем ОЗК является группа «Сумма», которая также является акционером ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП).

Продолжая тему «Суммы» нельзя не отметить и попытки ее «развода» с другим акционером НМТП – ОАО «НК «Транснефть». В начале декабря 2014 года Росимущество сообщило, что прорабатывается два варианта развития событий с НМТП. Первый предполагает раздел бизнеса между «Суммой» и «Транснефтью», второй – передачу госпакета НМТП в управление «Транснефти». Впрочем, глава нефтетранспортной компании Николай Токарев заявил, что имеются и другие варианты решения вопроса, однако какие именно, он не уточнил. Таким образом, данная интрига сохранится на 2015 год.

Продолжая тему «Транснефти», можно также отметить планы компании по перепрофилированию нефтяных труб трубопроводных систем «Север» и «Юг» под прокачку дизельного топлива класса евро-5. Это повлияет на структуру грузооборотов портов Приморск, Высоцк (куда предполагается проложить трубу из Приморска) и Новороссийск, о чем мы более подробно писали ранее >>>>

Дела стивидорные

Если говорить о развитии российской портовой инфраструктуры, то в целом, по данным министерства транспорта России,  за прошедший год она прибавила в мощности на 20 млн тонн в год. Объем перевалки грузов в морских портах при этом вырос примерно на 5% - ориентировочно до 620 млн тонн.

Среди наиболее крупных инфраструктурных проектов, которые реализовывались в 2014 году, мы выделим строительство аванпорта Бронка в Санкт-Петербурге, строительство порта Сабетта на Ямале (Ямал-СПГ), старт реализации проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла.


Многофункциональный морской перегрузочный комплекс Бронка, по плану, должен начать работать уже в 2015 году. В настоящий момент аванпорт активно строится.

Несмотря на попытки свернуть проект создания сухогрузного района порта Тамань, который призван стать крупнейшим сухогрузным портом России, министерству транспорта и экспертному сообществу удалось его отстоять. Как прокомментировал министр транспорта России Максим Соколов, «хотя в период турбулентности, который переживает наша экономика, говорить о крупных проектах стоимостью в несколько сотен миллиардов рублей непросто, все-таки мы завершили важный этап - этап разработки проектной документации, прохождения проектной экспертизы, государственной экологической экспертизы, а значит у нас есть все основания для формирования достойного предложения инвесторам и рано или поздно, вне зависимости от перспектив улучшения инфраструктуры в других портах Азово-Черноморского региона, мы придем к тому, что без нового порта на Черноморском побережье... говорить о том, что мы будем представлять великую морскую державу именно на этом направлении, невозможно. Поэтому эта стратегическая задача присутствует не только в нашей долгосрочной  стратегии до 2030 года (в 2014 году она была утверждена), но и в нашей оперативной работе на ближайшее время».

«Ударными» темпами строится и порт Сабетта. В ноябре прошлого года он был открыт для оказания услуг, а еще ранее в порту был открыт пункт пропуска через госграницу России. В 2014 году в порту Сабетта и на морском канале Обской губы завершены все запланированные мероприятия по проведению дноуглубительных работ в навигацию 2014 года. Планируемый объем работ 2014 года в 21,5 млн куб. м был достигнут к 7 октября 2014 года, что составляет более 30% от общего проектного объема дноуглубления. На морском канале по всей его протяженности (50 км) создана прорезь шириной 105 м и с проектной отметкой дна (минус 15,1 м в Балтийской системе высот). Это позволяет в зимнюю навигацию 2014-2015 годов осуществлять проводку судов с крупногабаритными строительными грузами для строительства объектов береговой инфраструктуры к причалам порта.

В новые годы – с новыми нормативами

Важным событием для внутреннего водного транспорта стало утверждение правительством России новых нормативов по содержанию внутренних водных путей. С документом можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>


Как прокомментировал Максим Соколов, министерство рассчитывает, что начиная с бюджетного цикла 2015 года станет возможным строить финансовые планы в соответствии с этим решением. «Это даст мощный импульс восстановлению, а в дальнейшем - и развитию внутренних водных путей, как мы это видим в дорожной отрасли... Тем более, что в 2014 году мы ликвидировали все критически опасные уровни на наших гидротехнических сооружениях и у нас есть четкие планы по их развитию», - отметил министр.

Между тем, в ушедшем году наблюдалось обмеление водных путей, что не могло не отразиться на судоходстве. Так, потери грузопотока через Городецкие шлюзы №15-16 в навигацию-2014 составили 2,4 млн тонн (что на 29% ниже показателя 2013 года). В целом объем перевозок по внутренним водным путям России (ВВП) сократился более чем на 8%. При этом объем дноуглубительных в 2014 году вырос в 1,5 раза в сравнении с показателем 2013 года - до 3,5 млн куб. м.

По данным директора по судоходству на внутренних водных путях Российской палаты судоходства Анны Исаевой, протяженность участков с глубинами менее 4 м на Единой глубоководной системе (ЕГС) Европейской части Российской Федерации составляет более 1 тыс. 700 км – около 25% от всей протяженности ЕГС, что влечет за собой существенные инфраструктурные ограничения судоходства. Критически лимитирующими участками, существенно ограничивающими пропускную способность ЕГС, являются: Нижне-Свирский шлюз, Нижегородский участок в районе Городца на Волге и участок от Кочетовского гидроузла до устья притока реки Дон – реки Маныч.

По данным Анны Исаевой, перевозки металла из Череповца в Астрахань практически прекратились, в направлении Волжского бассейна – сократились более, чем на треть. Остановлена перевозка хлоркалия из Соликамска в Санкт-Петербург, на половину сократились перевозки граншлака и огарков из Череповца в пункты Поволжья. Рейсы из портов Западной Европы назначением на порты Каспийского моря пришлось выполнять через Гибралтар. Следствием ситуации на Городце явилось увеличение интенсивности движения флота на Волго-Донском водном пути, что повлекло увеличение простоев и удлинение рейсооборота (по экспертным оценкам судовладельцев на 30 – 50%).

Напомним, согласно проекту Стратегии развития внутреннего водного транспорта (ВВТ) Российской Федерации на период до 2030 года, объем финансирования крупных инфраструктурных проектов на внутренних водных путях (ВВП) России оценивается примерно в 570 млрд руб.

Порты – людям


Конечно, значимым событием стало развитие морской пассажирской и яхтенной инфраструктуры в Сочи, связанное с Олимпиадой-2014. Благодаря этому после реконструкции в порту Сочи была обеспечена возможность одновременной швартовки двух круизных лайнеров длиной около 300 м и автопарома.

В составе нового имущественного комплекса федеральной собственности, введенного в эксплуатацию в 2014 году в морском порту Сочи, образованы новые территории для размещения объектов портовой инфраструктуры, сформирована операционная акватория «Новая гавань», построены оградительный мол, волнолом и 4 объекта берегоукрепления, выполнено строительство 6 причалов, реконструированы 12 причалов, построены новые здание пункта пропуска через государственную границу и административное здание, объекты инженерного обеспечения. Для обеспечения захода в морской порт и безопасной стоянки круизных судов длиной более 311 м, шириной 38,6 м и осадкой 8,8 м ФГУП «Росморпорт» выполнены дноуглубительные работы в объеме 597,3 тыс. куб. м, в результате чего глубины акватории морского порта доведены до отметок - 11,5 м.

Кроме того, на черноморском побережье России (не считая Крым) появились две 2 яхтенных марины, расположенных в Сочи и в районе Имеретинский («Сочи гранд марина» и «Имеретинский»). Имеются планы по созданию марин в Геленджике, Феодосии и Ялте, о чем более подробно мы писали ранее >>>>

Пассажирскую инфраструктуру планируется развивать и в других бассейнах. Так, началось строительство морского вокзала в Петропавловске-Камчатском, прорабатывается вопрос о создании пассажирского вокзала в Пионерском (Калининградская область).

Берег левый, берег правый


Вряд ли кто-то мог предполагать в 2013 году, что перед морской отраслью России станет такая нетривиальная задача, как обеспечение сообщения с Крымом в условиях его транспортной блокады со стороны украинской территории. Фактически единственным путем для перевозки основной массы пассажиров и грузов стала Керченская паромная переправа, ответственность за организацию которой возложена на Единую транспортную дирекцию.

«Наверное, этот пример является беспрецедентным в нашей истории, когда за столь короткий период, да еще и что назвается «с колес», мощность переправы и объем проделанной работы, количество перевезенных пассажиров  увеличились более чем в 3,5 раза, а если говорить о перевезенном транспорте, то эта цифра будет больше  по сравнению с предыдущими периодами более, чем в 5 раз, - сказал о работе переправы Максим Соколов. - Сегодня уже 8 пассажирских паромов, которые были оперативно привлечены на Крымскую переправу... обеспечивают непрерывное сообщение. Конечно, будем в дальнейшем развивать инфраструктуру Керченской переправы на крымском и таманском берегу в порту Кавказ, увеличивая мощность и оборот. Было разделено пассажирское и грузовое сообщение, грузовые линии в пиковый период отправлялись из Новороссийска. В самый пик были приняты волевые решения - и железнодорожные подходы были приспособлены под движение автомобилей, а железнодорожные паромы были использованы для снятия пиковых нагрузок... Цифра перевезенных пассажиров за этот год составляет около 2,7 млн пассажиров, воспользовавшихся Керченской паромной переправой».

Функции единого оператора Керченской паромной переправы в 2015 году предполагается передать в Крым.

Если говорить о перспективах на текущий 2015 год, то он грозит стать одним из наиболее сложных как для экономики страны в целом, так и для морской отрасли в частности. Вероятно, под влиянием кризисных явлений в экономике, мы увидим в корпоративной сфере новые слияния и поглощения, а в инфраструктурной – пересмотр инвестиционных планов и проектов, их оптимизацию.

Виталий Чернов.