«Транснефть» рассматривает возможность выделения усть-лужского направления под прокачку нефти с высоким уровнем содержания серы, разгрузив от нее Приморск. Решение может не понравиться поставщикам высокосернистой нефти.
Лучше меньше, да лучше?
ОАО «Транснефть» рассматривает возможность выделения отдельного направления под нефть с содержанием серы в 2,5%. Предполагается, что такая нефть будет идти к порту Усть-Луга (Ленинградская область). Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в компании, речь не идет о строительстве отдельного трубопровода, так что вполне возможно, что на данный порт будет идти только «высокая сера».
Проект выделения отдельного направления под высокосернистую нефть связан с тенденцией на «утяжеление» экспортируемой Россией нефти. Так, по данным «Транснефти», в Приморске по состоянию на октябрь 2014 года уровень содержания серы в нефти составлял 1,5% при предельно допустимом уровне в 1,55%. Это объясняется тем, что при сокращении прокачки нефти на Приморск объем высокосернистой нефти в потоке остался на прежнем уровне. В частности, в последнее время высокосернистая нефть стала поступать из Коми. Если на направлении Ухта-Ярославль содержание серы в нефти обычно не превышало 0,9%, то сейчас этот показатель равен 1,2%.
В самой Усть-Луге показатель сернистости нефти долгое время составлял до 1,59%, сегодня он вырос до 1,65%.
Таким образом, выделение отдельного направления под высокосернистую нефть может привести к формированию отдельного сорта российского экспортного «черного золота». Это, однако, может иметь разнообразные последствия. Например, если производители высокосернистой нефти ранее имели возможность по ее смешиванию, то при выделении отдельного потока они могут потерять в выручке, причем это произойдет на фоне общего резкого падения цен на нефть.
В настоящее время вопрос прорабатывается в профильных ведомствах. В том случае, если он все же будет реализован, можно ожидать сокращения объемов перевалки нефти через порт Приморск и роста - через Усть-Лугу.
Как бы то ни было, общая тенденция состоит в том, что Россия будет наращивать собственную нефтепереработку и увеличивать ее глубину.
Отметим, что ранее «Транснефть» анонсировала планы по увеличению объемов прокачки дизельного топлива в порт Приморск за счет перепрофилирования части нефтяных мощностей. Это, по прогнозам представителей компании, приведет к сокращению объемов экспорта российской нефти через порт Приморск с 54,4 млн тонн в год до 43 млн тонн в год и росту объемов перевалки дизельного топлива до 14,5 млн тонн в 2015 году.
Кроме того, по соглашению с ОАО «ЛУКОЙЛ» будет строиться нефтепродуктопровод из Приморска в Высоцк на 1,5 млн тонн в год с потенциальной возможностью расширения его мощности до 5 млн тонн дизтоплива в год. Правда, как уверяют в «Транснефти», данный проект не будет работать в ущерб загрузке Приморска. Трубопровод должен заработать с ноября 2015 года.
Таким образом, в Балтийском бассейне мы видим устойчивую тенденцию на сокращение объемов перевалки нефти через порт Приморск и увеличении объемов перевалки дизельного топлива через порты Приморск и Высоцк.
Виталий Чернов.