Судостроение и производство морской техники Германии. Актуальное состояние.
Возможности обмена опытом
Товарооборот отрасли по строительству судов и производству судового оборудования и морской техники Германии оценивается в 18 млрд евро. В Германии в области судостроения работает 2800 компаний, распределенных по всей государственной территории, выпускающих прежде всего высокотехнологичное оборудование, которое в своем комплексном содержании является уникальным. При этом производимое оборудование и надводные объекты служат для таких важных отраслей как электроснабжение, добыча полезных ископаемых, производство и снабжение продовольствием и товарами народного потребления. Разработана стратегия развития судостроения в виде Национального Мастер-Плана для морских технологий (НММТ). Но для роста промышленного потенциала судостроения и производства судового оборудования необходимо подготовить новый план НММТ 2.0, который установит четкие цели и уровень бюджетных расходов для поддержания развития морской индустрии, инвестиций и уровня занятости в успешно развивающихся рыночных сегментах. Для облегчения понимания процесса развития морской индустрии Германии необходимо рассмотреть ее главные составляющие.
Производство судового оборудования. Комплексность и взаимосвязанность
Особую гордость морской промышленности Германии представляет производство судового оборудования с его годовым товарооборотом 12,8 млрд евро и долей поставок в размере 21% среди всех европейских поставщиков. Экспорт составляет около 60% в размере 7,4 млрд евро, что определяет Германию как ведущую страну в производстве судового оборудования в Европе. К этому можно еще и добавить дочерние фирмы немецких предприятий за границей.
В производстве судового оборудования заняты в общей сложности 2700 предприятий с 62,7 тыс. рабочими местами. Вместе с субконтракторами в общей сложности здесь занято 94 тыс. человек.
Морская техника, судовое оборудование и сервисное обслуживание покрывает весь процесс производства и эксплуатации оборудования, чем и создается преимущество немецкой морской индустрии.
В основном судовое оборудование поставляется на домашние и зарубежные верфи, значительная часть идет напрямую по заказам судоходных компаний, для посреднических торговых организаций и других поставщиков судового оборудования в целях дополнения комплексности их производственной программы.
Сегмент сервисного обслуживания в последнее время активно развивается. Ему придается все большее значение.
В связи с кризисными рыночными изменениями поставщики судового оборудования вынуждены консолидироваться, что приводит к появлению различных альянсов и к покупке предприятий. Интересно заметить, что большинство купленных немецких предприятий принадлежат теперь к европейским группам, которые тем самым укрепили свои позиции и компетентность в разнообразии изготавливаемой продукции .
Судостроение в целом. Гражданское судостроение
В общей совокупности в Германии насчитывается 130 судостроительных заводов с 17-ю тыс. человек , работающих в области коммерческого судостроения, ремонта, переоборудования, строительства речных судов, строительства яхт и катеров и военно-морских судов.
Общий годовой товарооборот только в судостроительной области составляет 5 млрд евро, из которых 75% идет на экспорт.
Немецкие судоверфи в основном распределены на Севере Германии, но речные судоверфи и производители судового оборудования распределены на всей территориии .
Действительно, конкурентоспособными на международном рынке являются 60 средних и больших судоверфей с приблизительно 16,7 тыс. рабочими местами в рыночном сегменте новостроя, а также ремонта и переоборудования. При наличии сравнительно небольшого количества концернов, немецкие судоверфи в основном представляют собой среднего размера предприятия, которые часто находятся в семейных руках. В прошедшие кризисные годы многие немецкие судоверфи прошли процесс консолидации. В результате этого возникли 8 судостроительных групп с 20 заводами. Эти верфи работают не только в области новостроя, но и ремонта.
В результате прошедшего кризиса немецкие судоверфи перешли с 2008 года от серийного строительства стандартных судов к строительству специальных судов в одноразовом исполнении. Половина товарооборота судоверфей приходится на гражданские суда- новострой.
В данном сегменте рынка имеется большой спрос на суда по индивидуальным проектам для специальных целей, таких как круизные лайнеры, мега -яхты, паромные суда, Ro-Ro суда, газовые танкеры, транспортная техника и платформы для газо- и нефтедобывающей промышленности и парка ветряной энергии, научно-исследовательские суда, суда спасательного назначения, буксиры, суда береговой охраны и рабочего назначения для судоходных администраций, например, для борьбы с нефтеразливом.
Судоверфи постоянно обновляют портфель заказов в соответствии с изменяющимися требованиями рынка и постоянно советуются с заказчиками в целях оптимизации судов c учетом их конкретных целей использования. Так в отрасли ведется постоянный диалог.
Проекты судов с высокой энергетической эффективностью и щадящими окружающую среду решениями, демонстрирующие экономическую эффективность во время всего периода эксплуатации, являются конкурентоспособными с самыми большими шансами на успех.
Условиями для длительного успеха на рынке также являются исследования и развитие, инновационный дух, не в последнюю очередь конкурентоспособное финансирование, позволяющее утвердиться на высококонкурентном международном рынке.
В настоящее время в немецких промышленных кругах подготавливается форма долгосрочного финансирования для заказчиков судового оборудования под названием «Инициатива Немецкого Морского Экспорта ГеМакс», которую планируется официально начать уже в конце 2014 года. Финансирование будет осуществляться немецкими банками и финансовыми организациями. При этом уже при первоначальных переговорах потенциальный заказчик будет проинформирован об этих возможностях. Это, несомненно, станет большой поддержкой при принятии решения выбрать определенного поставщика необходимого судового оборудования.
Военное судостроение
Общий товарооборот в области новостроя, включая переоборудование, сервисное обслуживание и ремонт составлял в 2013 году 1 млрд евро. В эту цифру включены заказы для немецкого судостроения и экспортные заказы по сервисному обслуживание. Присутствовал весь спектр заказов от подводных лодок , судов-снабженцев и патрульных катеров, корветов и фрегатов до частичной поставки оборудования и компонентов для строительства судов.
Доля экспорта у судоверфей, производителей компонентов и обслуживающих фирм превышает 70 %.
Судоверфи играют роль предприятий по системному обеспечению оборудованием и сервисным обслуживанием, главным образом, немецкого производства и тем самым обеспечивают успех на национальном и международном рынках. Актуальное развитие национальных заказов для военно-морского флота Германии включает в себя две современные подводные лодки класса 212 А с движительной установкой, работающей без привода внешнего воздуха, а также 4 фрегата класса 125.
В 2013 году были сданы и приняты в эксплуатацию три последних корвета класса 130 и третье судно-снабженец для оперативных сил класса 702. Н
Наблюдается тренд, когда количество списанных судов и катеров значительно превышает приход новостроя. Это, конечно, является поводом для забот у немецких военно-строительных корабелов, которые поставляют комплексные индивидуальные решения, отличающиеся модульным направлением. Многообещающим проектом является военное судно многофункционального характера МКС 180, которое рассматривается в качестве пилотного проекта улучшенной системы производственного менеджемента со стороны заказчика. Для модульного проекта МКС 180 уже разрабатываются различные решения.
Немецкое судостроение стремится к выполнению требования управления производственным процессом заказчиком, который осуществляется на основании практического опыта и в постоянном диалоге с немецким судостроительным комплексом.
Речное судостроение
В общем приблизительно 50 речных судоверфей представляют собой среднего уровня семейные предприятия, которые конкурируют в очень сложном и перенасыщенном рынке. С общим количеством персонала около 2 тыс. человек речные судоверфи сумели обеспечить в области новостроя, ремонта, переоборудования и других производственных областях в 2013 году товарооборот в размере 450 млн евро. Они незаменимыми сервисными партнерами, которые с помощью технических, сервисных и ремонтных работ обеспечивают стабильную навигацию. В области новостроя производятся, в основном, узкоспециализированные транспортные средства, хотя необходимо заметить, что из-за высокой конкуренции в соседних странах и низких доходов, почти все судоверфи, с небольшим исключением, не занимаются больше строительством новых коммерческих судов, а каждая из судоверфей имеет различную нагрузку, количество заказов и перспективы на рынке.
Однако анализ показывает, что в последнее время усилилось строительство пассажирских судов и речных круизных лайнеров. Тем самым судоверфи вместе с поставщиками поддержали позитивное развитие круизного речного судоходства на европейских реках.
Другое направление представляет в области новостроя строительство портовых судов и судов для различных органов власти, специальных судов для поддержания безопасного состояния водных путей. Это, в основном, комплексные и трудоемкие суда, при строительстве которых немецкие речные судоверфи используют свою технологическую компетентность.
При всем имеющемся многообразии в области новостроя, ремонта, переоборудования, технических сервисных и ремонтных работ, производства механизмов и стальных конструкций немецкие судоверфи хорошо пережили кризисные годы и имеют большое значение для развития немецкой транспортной системы и туризма.
Ремонт / Переоборудование
Ремонтные судоверфи составляют важную часть инфраструктуры в портах, поскольку они выступают в роли обслуживающей сервисной организации для судоходства, полностью обеспечивая стабильную навигацию. Близкое расположение судоверфей к главным водным путям имеет для их конкурентоспособности большое значение, так как судовладельцы стараются сократить время ремонта до минимума. С другой стороны, ремонтные судоверфи очень важны для дооборудования судов до уровня соответствия новейшим требованиям по охране окружающей среды . Речь идет, прежде всего, о системах очистки выхлопных газов, настройке двигателей на топливо, наиболее выгодное для окружающей среды , оборудовании по обработке балластных вод.
При заказе играет большую роль не только ценовая политика, но выполнение сроков сдачи, объем проектировочных и конструкторских работ, а также качество. Все это является сильными сторонами немецких судоверфей, с помощью которых они завоевали на международных рынках очень выгодные позиции.
Немецкие судоверфи соперничают прежде всего с судостроительными заводами из соседних стран, таких как Польша, Дания и Голландия, а также с судоверфями из Средиземноморья, как например, испанскими и турецкими, которые частично могут использовать более выгодные цены на сталь и даже расположены ближе к основным судоходным маршрутам.
Наиболее выгодные позиции занимают немецкие судоверфи при получении заказов для комплексного процесса переоборудования. Особенно переоборудования в больших объемах паромных и пассажирских судов, а также буровых судов и судов для добычи и хранения углеводородов. Работы в этих сегментах составляют 30% от всех заказов судостроительных заводов.
В последнее время значительно возросло количество заказов и на ремонт и переоборудование катеров и яхт. К этому процессу присоединились судоверфи, традиционно строящие новые суда предоставлением большого объема сервисных работ и ремонта, обслуживания и переоборудования с тем , чтобы сильнее привязать к себе клиентов, создать долголетние деловые отношения, полные взаимного доверия.
Улучшаются также условия проведения ремонта и переоборудования в тесном сотрудничестве со страховыми компаниями, при использовании последних требований законодательного характера.
Большое количество судостроительных заводов специализируются на ремонте, обслуживании и переоборудовании судов военно-морского флота. Однако, в связи с сокращением бюджетного финансирования оборонных нужд и обязательными теперь общественными тендерами для всех государственных заказов, конкуренция значительно усилилась. Очень важным фактором при этом является не только стоимость, но и долгосрочные гарантии при выполнении заказов.
Морская техника
В данном разделе рассматриваются прежде всего предприятия, которые на основе своей производственной и научной деятельности концентрируются на исследовании и использовании морей и океанов в качестве источника энергии, полезных ископаемых и продуктов питания. В настоящее время наиболее выгодным является добыча нефти и газа и ветряные оффшорные энергоустановки. Рассматриваются также направления глубоководной добычи полезных ископаемых.
Тенденция просматривается в том, что добыча ископаемых переносится не только в море, но и на все большие глубины и во все более отдаленные, климатически сложные регионы, такие как Арктика и Антарктика. В этой связи увеличивается значение специальных знаний в производстве оборудования подводного, полярного и ледового направления, при изготовлении которых Германия входит в группу наиболее развитых технологически стран.
В области производства морской техники заняты около 500 предприятий и почти 200 научно-исследовательских институтов, годовой товарооборот которых достигает 11 млрд евро.
Производство оффшорной техники при этом представляет самый сильный рыночный сегмент, на который приходится две трети товарооборота. Но наиболее сильными темпами растет производство оффшорной ветряной энергии, которая является важной составляющей экономики страны и политики охраны окружающей среды в качестве значимого компонента национального плана по диверсификации источников энергии. Под влиянием резких и непредвиденных колебаний цен на нефть, оффшорный рынок постоянно расширяется, причем с впечатляющими годовыми темпами роста. Для немецкой промышленности тем самым возникают большие возможности на международном рынке добычи нефти и газа. Германия способна выйти на ведущие позиции в области поставок высокотехнологичных компонентов и комплексных большеразмерных установок.
Во многих странах судостроение рассматривается в качестве стратегически важной промышленности. Такое же значение пытаются придать судостроительной промышленности и в Германии, с передачей достигнутого опыта будущим поколениями.
Последние успехи немецких судоверфей, достигнутые, например, при переоборудовании специальных судов для добычи, хранения и перегрузки газа и нефти, а также в сегменте новостроя сейсмических судов для обнаружения новых месторождений очень впечатляют.
Кроме того, глобальный рынок оффшорной ветровой энергии развивается по-прежнему очень быстро и немецкие судоверфи уже заняли прочные позиции в специальном судостроении для оффшорных ветряных парков. Но увы, здесь не ожидается большого притока заказов. Тем не менее, хорошие перспективы имеет строительство специальных сервисных судов. Необходимо отметить усиленное строительство оффшорных установок и конверторных платформ, а также жилых комплексов.
Объем строительства специальных судов и конструкций для использования ветряной энергии вырос на немецких судоверфях на 14%. Оффшорные технологии являются, таким образом, для судостроителей и поставщиков судового оборудования уже не второстепенным рынком, а одним из драйверов стратегического развития в будущем.
В заключении хотелось бы, на основании вышеописанного заметить, что несмотря на все отличия между морскими индустриями России и Германии и условиями для их работы и существования - комплексный, взаимосвязанный дух отрасли, внимательное и заботливое отношение к заказчику и постоянный диалог с ним, систематическое ведение исследований и развитие инновационных проектов, сотрудничество, обмен опытом , единство в определении целей и задач перед отраслью, объединение в индустриальных союзах и организациях, являются примером и для других стран.
Обзор подготовлен инженером по судостроению Мариной Ковалчиковой, СНА МАРИН КОНСАЛТИНГ, на основе предоставленных информационных материалов Союза немецких судостроителей Германии. Специально для ИАА «ПортНьюс».