Водный транспорт – элемент защиты городской экологии
Вопрос о влиянии морского порта на экологию крупного мегаполиса принял дискуссионный характер. Ассоциация морских торговых портов (АСОП) подвергла аргументированной критике позицию Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга о негативном влиянии порта на городскую среду.
При рассмотрении вопроса по ухудшению состояния атмосферного воздуха на территории Санкт-Петербурга и влиянии различных видов транспорта необходимо обратить внимание на несколько показателей, считают эксперты АСОП.
Во-первых, процентное соотношение каждого вкладчика в валовый выброс загрязняющих веществ, попадающих в атмосферу города, представленное Комитетом по природопользованию, не равнозначно (см. Таблицу 1). Так валовое загрязнение воздуха выбросами от промышленности и автотранспорта достигает в Санкт-Петербурге 95 %. Поэтому информация Комитета по природопользованию о значительном влиянии выбросов судов на состояние воздуха в Санкт-Петербурге не представляется объективной.
Таблица 1.
Источники загрязнения атмосферы |
Валовое загрязнение, тыс. тонн/год |
Валовое загрязнение, |
Промышленность |
134 |
63 |
Автотранспорт |
67 |
32 |
Судоходный транспорт |
9 |
4 |
Железнодорожный транспорт |
3 |
1 |
Кроме того, специалисты АСОП обращают внимание на статистическую информацию, размещенную от 06.06.2014г на сайте Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (см. Таблицу 2 и Таблицу 3). Согласно этим данным, в городе эффективность работы очистных сооружений в течение 3 лет снизилась почти на 5% .
Таблица 2.
Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения, их очистка и утилизация за 2011-2013гг.
Выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения, их очистка и утилизация, тыс. тонн |
2011 |
2012 |
2013 |
Объем (выделяющихся) загрязняющих веществ от технологических линий, станочного оборудования и пр. |
192 |
183 |
177,7 |
Выброшено в атмосферу |
69,2 |
68,9 |
71,7 |
Уловлено и обезврежено |
122,8 |
114,2 |
105,4 |
Уловлено и обезврежено в % |
64,0 |
62,4 |
59,3 |
Таблица 3.
Грузооборот различных видов транспорта за 2011 год
Вид транспорта |
Грузооборот, млн. т-км |
Всего |
53574 |
Железнодорожный |
-* |
Автомобильный |
1742 |
Морской |
10391 |
Внутренний водный |
794 |
Воздушный |
19 |
Трубопроводный |
40628 |
*- Данные по грузообороту приведены без железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД» не распределяет объемы грузооборота по субъектам РФ.
Далее АСОП предлагает рассмотреть рациональность некоторых предложений по сокращению судозаходов в Большой порт Санкт-Петербург и выводу стоянок судов за черту города. Используя официальные данные компании «Петростат» (документ «О грузообороте») и Комитета по природопользованию (документ «О валовом загрязнении») составлена сравнительная таблица влияния автомобильного и судоходного транспорта с точки зрения ожидаемого экологического эффекта (см. Таблицу 4).
Таблица 4.
Сравнительные характеристики |
Вид транспорта |
|
Автотранспорт |
Судоходный (морской и внутренний водный) транспорт |
|
Валовое загрязнение, тыс. тонн/год |
67 |
9 |
Грузооборот, млн. т-км |
1742 |
11 185 |
Количество выбросов, |
38,5 |
0,8 |
Таким образом, уверены в АСОП, сокращение судозаходов не приведет к значительному уменьшению валовых выбросов в городе, так как полное отсутствие судоходства по данным Комитета по природопользованию уменьшит валовый выброс загрязняющих веществ не более чем на 4 %. При этом, перевозка автотранспортом на более дальние расстояния от удаленного за черту города порта неизбежно приведет к увеличению выбросов от автотранспорта, а западные и юго-западные ветра, характерные для Санкт-Петербурга, обеспечат их возврат в город.
Также нельзя не отметить, мероприятия, проводимые в судоходной отросли, по снижению негативного воздействия выбросов загрязняющих веществ. К ним относятся закупка современных сортов топлива, нормирование потребления горюче-смазочных материалов (ГСМ), ответственный судовой техменеджмент с упором на своевременное техническое обслуживание, межсезонный отстой судов с подключением к береговому электропитанию, проектирование и строительство судов с учетом передовых достижений в мировой практике. Особое внимание уделяется внедрению технологий, которые обеспечивают высокие стандарты экологичности проектируемых и строящихся судов, экономичность двигателей и возможность использования различных видов топлива, современных способов и систем очистки выхлопных газов. С 1 января 2015 года в Балтийском море допустимо использование судового топлива с содержанием серы не более 0,1%.
«Учитывая грузооборот судоходного транспорта, проведение мероприятий с целью минимизации воздействия на окружающую среду в данной отросли, а также водные географические особенности территории, в Санкт-Петербурге следует активно развивать использование водных видов транспорта», - прокомментировал ИАА «ПортНьюс» представитель АСОП.
Выводы Комитета по природопользованию о прямом влиянии деятельности порта на превышенное содержание диоксида азота в атмосферном воздухе близлежащей жилой застройки, противоречат приведенной выше статистики самого Комитета по природопользованию, отмечают эксперты АСОП. Согласно сведениям Государственного учреждения «Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями» (ГУ «Санкт-Петербургский ЦГМС-Р») содержание диоксида азота в атмосферном воздухе в районе расположения порта составляло 0,65 ПДК (предельно-допустимая концентрация), без учета вклада порта. Опираясь на статистику Комитета по природопользованию, влияние всего судоходного транспорта (4%) могло повысить уровень содержания диоксида азота в атмосферном воздухе до 0,68 ПДК, что не превышает норму.
Результаты контроля качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны порта, проводимого с привлечением аккредитованного испытательного лабораторного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург», полностью опровергают информацию о зоне превышения диоксида азота в районе расположения порта, так как концентрация по данному веществу ни разу не превышала 0,32 ПДК.
Софья Винарова.
Фото Александр Чиженок.
Ссылка по теме:
Порт вблизи центра города негативно воздействует на 100 тыс. жителей - администрация Санкт-Петербурга >>>>