Локализация любой ценой
Активизация освоения шельфовых месторождений на фоне международных санкций против России обострило вопросы локализации производства судов, морской техники и оборудования. Нефтегазовые компании имеют средства и готовы размещать заказы на отечественных предприятиях, однако необходимо формирование четкого портфеля заказов и соответствующих госпрограмм.
Россия зрит в глубину
Российские нефтегазовые компании имеют масштабные планы по освоению континентального шельфа.
Так, по мнению выступившего в ходе Международной конференции и выставки по судостроению и разработке высокотехнологичного оборудования для освоения континентального шельфа заместителя председателя правления ОАО «Газпром» Валерия Голубева, основная задача, которая в настоящее время стоит перед промышленностью – это создание научного потенциала и развитие проектных институтов при том, что производственных мощностей в России в целом достаточно. Времени на это осталось немного, поскольку значительно сдвигать сроки освоения шельфовых месторождений невозможно из-за истощения существующих.
Хотя выйти на эксплуатационную стадию для большинства шельфовых месторождений «Газпром» планирует к 2030-35 годам, однако соответствующие суда и техника потребуются гораздо ранее для обеспечения работ на подготовительных этапах.
Так, «Газпрому» в течение ближайших 10 лет необходимо пробурить 50 поисковых скважин и в случае положительных результатов дополнительно еще 30 разведочных скважин. В течение 5 лет будет вестись активная работа в Баренцевом море, а наиболее перспективным представляется море Карское. При этом, например, для Южно-Киринского месторождения необходимо создавать технику, способную стабильно работать в крайне сложных климатических и гидрологических условиях. «Одних ледоколов и мощных буровых судов там будет недостаточно», - подчеркнул представитель «Газпрома».
Уже сейчас «Газпром» готов разместить судостроительные контракты на 100 млрд руб. с соответствующей предоплатой. По приведенным Валерием Голубевым данным, компании уже в ближайшее время будут необходимы 30 вспомогательных судов различного класса, а в течение 10 лет - десять буровых платформ для эксплуатации месторождений. Кроме того, для их обустройства потребуется большое количество морской техники, сервисных судов (трубоукладчиков и т.д.). «Такого количества судов и платформ нет не только на внутреннем, но и на внешнем рынке», - отметил Валерий Голубев.
Валерий Голубев отметил, что Крыловским государственным научным центром уже была разработана линейка необходимых компании судов на модульной основе, что позволяет обеспечить крупносерийность по корпусным работам. Проекты данных судов готовы для принятия к производству судостроителями, подчеркнул представитель «Газпрома».
Важной темой является и создание российской техники для подводного обустройства месторождений. В настоящее время «Газпром» уже имеет опыт эксплуатации подводной платформы на Киринском месторождении, однако там применяется оборудование иностранного производства. Между тем, на том же Киринском месторождении будет необходимо построить 8 дополнительных эксплуатационных скважин, на Южно-Киринском – порядка 22-х газовых и порядка 18-ти нефтяных скважин, на Штокмановском месторождении – 72 эксплуатационные скважины. На других месторождениях (Ленинское, Ленинградское и др.) также должно быть обустроено порядка 60 скважин. Причем все они должны быть выполнены методом подводного обустройства. И это только – по проектам одного «Газпрома».
Помимо всего прочего, необходимо и создание береговых баз обеспечения шельфовых проектов. Сейчас такая база есть только в Мурманске, но базы нужны и для работы в восточных арктических морях. На базах необходимо обеспечить обслуживание специальных судов, погрузо-разгрузочные и технологические операции, что также поставит перед отечественной промышленностью соответствующие задачи.
Не менее масштабные задачи на шельфе планирует решать и «Роснефть», которая в 2014 году приступила к разведочному бурению на скважине Университетская-1 в Карском море. С целью обеспечения своих проектов необходимой техникой и судами, с учетом того, что подразумевается локализация производства до 70%, нефтяная компания планирует развивать два кластера по судостроению и локализации морской техники – во Владивостоке и Мурманске.
Дальневосточный кластер будет специализироваться на строительстве и ремонте судов, а в Мурманске предполагается создавать морскую технику и морские буровые платформы. Кроме того, в Мурманске размещена база обеспечения арктических проектов компании. «Роснефтью» совместно с партнерами также создан Арктический научный центр, занимающийся исследованиями в области сейсмической, ледовой, экологической обстановки, которая, как уже стало ясно, потребует особого подхода к проектированию арктической техники, судов и платформ, см. например >>>>
Помимо Арктики, Россия планирует наращивать шельфовую добычу и в других регионах. Так, «ЛУКОЙЛ» в конце 2015 года намерен начать эксплуатацию крупнейшего каспийского месторождения им. В. Филановского с ежегодным объемом добычи около 6 млн тонн. Также «ЛУКОЙЛОМ» было недавно открыто новое месторождение в Балтийском море.
При этом, по мнению выступившего в ходе вышеуказанной конференции вице-президента «ЛУКОЙЛа» Ильи Мандрика, необходимо обеспечить национально-значимым российским компаниям равный доступ к недропользованию и принять государственную программу по созданию всех необходимых для освоения шельфа технологий, начиная от геологоразведки и заканчивая эксплуатацией месторождений.
Судостроители без портфеля
Со своей стороны, директор департамента военно-технического сотрудничества «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Алексей Дикий заявил, что для обеспечения всех потребностей заказчиков, ОСК уже несколько лет должна была бы получать ежегодно по 15 заказов и к настоящему времени исполнять 45 заказов. По факту же ОСК выполнен заказ по платформе «Приразломная», идет строительство трех дизельных ледоколов мощностью 16 МВт и одного 25 МВт, а также атомного ледокола мощностью 60 МВт (подписан контракт на строительство двух серийных атомоходов).
При этом, по мнению Алексея Дикого, один «Балтийский завод» при полном укомплектовании инженерно-техническим персоналом, специалистами и рабочими способен выпускать по четыре ледокола ежегодно.
«Тот портфель заказов, который мы на сегодняшний день имеем, не соответствует тому количеству заказов, которые мы должны были бы получать», - отметил представитель ОСК.
Он подчеркнул, что судостроителям необходимо четко понимать заранее, сколько, чего, в какие сроки и с какой степенью локализации нужно произвести, для чего необходимо разработать конкретную судостроительную программу, разработанную совместно с заказчиками, подчеркнул Алексей Дикий. Тогда появится возможность инвестирования средств в соответствующую подготовку судостроительных предприятий.
При этом, по его словам, международные санкции негативно отразились на отечественном судостроении из-за отказа передачи в Россию технологий, касающихся геологоразведки и иной работы на шельфе. Соответственно, ОСК намерена организовать локализацию производств, но и для этого необходимо иметь на руках четкий портфель заказов.
Виталий Чернов.
Ссылка по теме:
Холодная логистика >>>>