Коммерческий директор морского департамента «Бюро Веритас» в Санкт-Петербурге Петр Лихачев: «Я не вижу альтернативы СПГ как судовому топливу»
О перспективах альтернативных видов судового топлива, правилах по использованию скрубберов, а также о планах «Бюро Веритас» в России в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал коммерческий директор морского департамента классификационного общества «Бюро Веритас» в Санкт-Петербурге Петр Лихачев.
- Петр Михайлович, расскажите, пожалуйста, о планах Бюро Веритас по разработке правил использования экологичных видов судового топлива?
- Здесь можно начать издалека. В наше тысячелетие интерес к использованию чистой энергии возрос многократно. И с точки зрения сокращения вредных выбросов в атмосферу, и с точки зрения снабжения отдаленных территорий этой энергией. Это могут быть и острова и отдаленные территории как у нас – Арханельская область, куда невозможно подать газ обычным путем - по трубе. В этом плане мы говорим о топливе в виде сжиженного природного газа (СПГ) как о наиболее оптимальном варианте использования чистой энергии.
Бюро Веритас занималось проблематикой транспортировки сжиженного газа с начала 60-х годов, когда впервые разрабатывалась система хранения и перевозки газа в танках мембранного типа. Бюро Веритас являлось пионером во многих инновациях, связанных именно с транспортировкой газа, с газовозной тематикой. Это первые суда, которые могли быть использованы для подачи газа на сушу, то есть с установкой регазификации, и многоцелевые газовозы, и первые суда с электродвижением, которые непосредственно использовали энергию сжиженного газа, переводя ее в электрическую.
Что касается нашего участия в развитии процесса использования сжиженного газа как топлива, то нужно сказать, что уже изданы нормативные документы – правила и руководства, которые предусматривают требования к процессингу передачи топлива и требования к установке систем, которые используются в случае использования сжиженного газа. Мы тесно работаем с ИМО и морскими администрациями стран с целью внедрения их рекомендаций.
То есть мы, в принципе, готовы к этому, нормативная база у нас создана, теперь мы ждем ответа промышленности, которая будет это использовать. На практике пока только незначительное количество судов использует сжиженный газ в виде топлива, получая этот газ из грузовиков с цистернами, которые перекачивают газ на судно. Мы ожидаем (и эта тенденция наметилась), что скоро появятся суда-бункеровщики, которые будут бункеровать непосредственно в море. Но пока, к сожалению, их не так много. Бункеровщики вообще еще практически не построены.
Факт в том, что Бюро Веритас готово к предоставлению услуг по обеспечению безопасной и надежной эксплуатации судов на сжиженном газе.
- Вы сейчас говорили о сжиженном природном газе. А какие еще виды топлива перспективны с точки зрения специалистов Бюро Веритас?
- Альтернативы нет. Существуют еще, их нельзя сбросить со счетов, старые системы, к которым еще можно применять устройства, позволяющие сократить вредные выбросы и продолжить их эксплуатацию. Но я не вижу принципиальной альтернативы топливу в виде СПГ.
- Разработаны ли правила по использованию скрубберов и утилизации отходов от скрубберов, по безопасности их использования?
- Бюро Веритас издало специальную брошюру «Выхлопные скрубберы - Что Вам необходимо знать», которая описывает, каким образом нужно обращаться с такими вещами как скрубберы для выхлопных газов. Параллельно нами были введены специальные требования по их установке и их использованию.
Я знаю, что многие судовладельцы, даже не имеющие нашего класса, обращаются к нам, и мы пытаемся им помочь в вопросах использования скрубберов. В том же направлении работают производители дизелей, это касается двухтактных дизелей, которые предлагают те или иные конструкции. Здесь все идет своим путем. У нас есть вся нормативная база, которая позволяет выполнить переоборудование, чтобы соблюсти требования безопасности и защиту окружающей среды.
- Классификационное общество DNV разработало класс судна LNG-ready, конструкция которого позволяет его быстрое переоборудование под использование СПГ. Планирует ли Бюро Веритас предложить что-то в этом роде?
- Мы хотим сделать что-то похожее, но свое. И в этом плане у нас уже все разработано, есть две нотации - LNG-convertible и LNG-prepared, одну из этих нотаций мы примем. Дело заключается в формальной процедуре, предложения направлены в комитет Бюро Веритас по нотациям, которое в самое ближайшее время примет такую нотацию. Я хотел бы остановиться на технических аспектах такой нотации. Это будут требования к расположению танков СПГ на судне, к расположению станций бункеровки СПГ, расположению и конструкции оборудования для процессинга, к определению взрывоопасных зон, к системам безопасности, газоанализа и т.д. То есть все это у нас уже имеется, осталось только ввести нотацию, чтобы закончить. Поэтому мы не отстаем.
- Какие основные вызовы в видите перед судостроительной и судоходной отраслью в перспективе?
- Можно говорить очень долго, но я бы повторил, что это защита окружающей среды и энергоэффективность. Это касается обеих отраслей.
- Каковы ваши планы развития в России. Сотрудничаете ли вы с Российским морским регистром судоходства?
- Естественно. Работая в России, мы видим в лице Российского регистра нашего партнера. Это уже много лет подтверждено подписанными нами соглашениями о взаимозамещении, соглашениями по совместному классу, мы сотрудничаем и совместно работаем в МАКО и рабочих группах этой ассоциации. Также мы сотрудничаем в больших проектах, как это было при Штокмановском месторождении, который сейчас, к сожалению, приостановлен. Мы совместно будем осуществлять технический надзор за строительством газовозов для Арктики. Наиболее ярким примером нашего сотрудничества в настоящее время является совместная работа в рамках проекта Ямал СПГ, в котором проектирование и строительство 15 судов для траспортировки СПГ вместимостью 170 000 куб.м, приспособленных для плавания в Арктических высотах, осуществляется на совместный класс РС/BV. Это наиболее сложные суда, которые еще ранее не строились.
Беседовала Ирина Денисова.