• 12 сентября 2014

    Из России с яхтой

    Россия планирует развивать яхтенную инфраструктуру на побережье Черного моря. Однако естественных укрытий для размещения яхтенных марин в России почти нет, поэтому развитие яхтенной инфраструктуры не представляется возможным без участия государства.

    В настоящее время на черноморском побережье России, если не считать Крым, работает 2 яхтенных марины, расположенных в Сочи и в районе Имеретинский.

    «Имеретинский»

    Яхтенная марина в Имеретинском (Сочи) создана на базе «Порта Сочи Имеретинский» в 2014 году. Как известно, данный порт строился «Базэлом» под прием грузов, необходимых для строительства объектов сочинской олимпиады 2014 года. Данная марина входит в состав близлежащего премиального курортного района «Имеретинский».

    Марина предназначена для владельцев яхт всех типов, имеющих как российскую, так и международную прописку. Первый этап марины обеспечивает возможности обслуживания и круглогодичной стоянки более 40 яхт. Клиентами марины могут стать как резиденты нового курортного района, так и его гости. Первый этап марины включает три линии плавучих причалов длиной по 45 м каждый. Две линии имеют причальные «пальцы» для швартовки яхт до 15 м длиной. У третьей линии (пирса) могут швартоваться яхты длиной до 45 м. Кроме того, организованы возможности для размещения больших яхт длиной до 120 м. Отдельная зона выделена для кратковременной стоянки катеров и аквабайков.

    По словам заместителя генерального директора «Базового Элемента», управляющего директора курортного района «Имеретинский» Андрея Елинсона, расширение зоны марины и строительство новых причальных линий предусмотрено программой перепрофилирования порта и будет реализовываться в течение ближайших лет в соответствии с дальнейшим развитием всего курортного района «Имеретинский».   
    В настоящее время, по данным оператора, приведенным в ходе совещания членов президиума Морской коллегии при правительстве России в Геленджике заместителем министра транспорта России Виктором Олерским, марина полностью заполнена.

    «Сочи Гранд Марина»


    Еще одна наследница Олимпиады – это «Сочи Гранд Марина», открытая в октябре 2013 года. Инвестором марины является ОАО «Новошип». В соответствии с данными оператора, у понтонных причалов «Сочи Гранд Марина» могут разместиться 230 яхт, в том числе 6 яхт длиной от 40 до 50 м. На технической зоне марины могут одновременно находиться до 20 судов длиной не более 20 м.

    К 2016 году планируется расширение марины до 300 стояночных мест.

    Сочи Гранд Марина также рассматривается как место проведения международных и национальных регат.
    В настоящее время марина заполнена примерно наполовину (по данным, озвученным на совещании членов президиума Морской коллегии при правительстве РФ в Геленджике).

    Геленджик

    Новую яхтенную марину в порту Геленджик планируется построить к 2017 году. В настоящее время завершено ее проектирование, начата процедура проведения экологической экспертизы проекта. Ожидается, что строительные работы начнутся в начале 2015 года, стройка займет около двух лет.
    Проект включает в себя также обеспечение возможности приема пассажирских судов длиной до 200 м и небольшой Ro-Ro терминал для обеспечения рентабельности проекта.

    Госзаказчиком по проекту выступает Росморречфлот, проектантом - «Ленморниипроект».

    Крым


    Исторически яхтенная марина функционирует в Балаклаве, где имеется удобное естественное укрытие для нее. Морской комплекс способен принимать на швартовку суда длиной свыше 20 м. В самой бухте даже зимой не бывает штормов. Благодаря причальной линии протяжённостью более 700 м марина способна в любое время суток принять 250-270 яхт различного класса. Ограничение по осадке составляет 3,5 м.

    По мнению заместителя министра транспорта России Виктора Олерского, высказанному в ходе совещания членов президиума Морской коллегии при правительстве РФ в Геленджике, имеет смысл также развивать яхтенную инфраструктуру в Феодосии, где для этого не требуется значительных вложений федерального бюджета.

    Что касается Ялты, то здесь, по словам замминистра, остро необходимо создать волнозащитное сооружение пассажирского порта.

    Кроме того, в Севастополе группой компаний «Арс» совместно со швейцарскими партнерами разработан проект марины с применением высокотехнологичных волнозащитных сооружений.

    Проблемы и перспективы


    По словам Виктора Олерского, развитие яхтенных марин на черноморском побережье России сопряжено с тем, что за редким исключением здесь не имеется естественных укрытий. В силу гидрографических и географических особенностей, реализовывать проекты марин лишь за счет частных инвестиций не представляется возможным, необходимо участие государства. Оно должно выражаться, в первую очередь, в строительстве волнозащитных сооружений. «Если мы хотим развивать марины на черноморском побережье, то без инвестиций федерального бюджета это сделать невозможно», - уверен замминистра.

    Кроме того, развитию яхтенного дела будет способствовать совершенствование законодательства.

    Так, первое чтение в Госдуме прошел законопроект, вносящий поправки в закон о порядке въезда и выезда из Российской Федерации, который допускает безвизовое пребывание на территории России экипажей и пассажиров яхт и прогулочных судов в течение 72 часов (по аналогии с паромными пассажирами). Также подписаны акты правительства, касающиеся многократного пересечения госграницы и территориального моря, которые разрешают яхтсменам под российским флагом не проходить процедуры погранконтроля, а под иностранным – в уведомительном порядке (если пересечение производится в целях проведения международных соревнований).

    В июне 2014 года министерство транспорта России заключило соглашение с итальянским классификационным обществом Rina, благодаря которому яхтсменам стало возможно обращаться как к данному обществу, так и к Российскому морскому регистру судоходства (РС).

    Посредством применения ФЗ о мерах поддержки отечественного судостроения и судоходства возможно и освобождение от уплаты таможенных пошлин при импорте яхт, регистрируемых в Российском международном реестре судов (РМРС). Однако здесь возникает проблема предоставления финансового обеспечения при ввозе до момента регистрации в РМРС, но для ее решения уже подготовлен соответствующий акт правительства России.


    Президент ГК «Арс» Сергей Сологуб, со своей стороны, приводит в качестве примера реализацию проекта создания яхтенной марины в Лимассоле (Кипр), соинвестором которого выступает «Арс». Лимассол-марина – один из крупнейших подобных проектов в Средиземном море с объемом инвестиций примерно в 500 млн евро. По мнению Сергея Сологуба, успех проекта был напрямую связан с участием государства, которое доля которого в проекте составила 30%. Кроме того, по мнению предпринимателя, для успешного развития яхтенной индустрии нужна организация целой сети марин.
     
    В целом, по оценке Сергея Сологуба, Россия при правильном подходе сможет создать очень емкий черноморский рынок яхтенной индустрии.

    Виталий Чернов.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен