1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Валентина Матвиенко проявляет характер

7 декабря 2006   15:39

Валентина Матвиенко проявляет характер

Контейнерооборот порта Санкт-Петербург в 2006 году ожидается на уровне 1,44 млн. teus против 1,11 млн. teus в 2005 году. Динамика роста грузопотока могла бы быть выше, если бы стивидорам и экспедиторам удалось сократить срок доставки и вывоза контейнеров из порта. А для этого надо, как минимум, избавиться от многодневных пробок на улицах Санкт-Петербурга, ведущих в порт. По оценкам участников рынка контейнерных перевозок для таможенной очистки и вывоза контейнера из порта в среднем требуется 7-10 дней.

Губернатор недовольна
Правительство Санкт-Петербурга, понимая всю тщетность своих односторонних попыток нормализовать работу автотранспорта на подходах к порту, в июне текущего года предложило стивидорным компаниям совместно решать эту проблему с городом. На состоявшемся 6 декабря в Смольном заседании Совета по координации транспортной деятельности при правительстве Санкт-Петербурга, были подведены итоги полугодовой работы в этом направлении. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко осталась недовольна.

Как сообщил заместитель председателя Комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга Алексей Чумак, на основных магистралях, где скапливается большое количество автотранспорта и образуются многокилометровые пробки, установлено за счет городского бюджета более 40 дополнительных дорожных знаков, запрещающих стоянку грузовиков.  Кроме того, организовано патрулирование и регулировка движения на дорогах силами двух крупнейших стивидорных компаний порта, специализирующихся на контейнерных грузах - ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ПКТ) и  ОАО "Петролеспорт" (ПЛП).

Другим направлением работы, которое вызвало больше всего критики со стороны губернатора, стало создание специальных стоянок-накопителей для автотрейлеров. Построенная на выделенном городом земельном участке стоянка в Шушарах, оказалась пустой. Водители по-прежнему предпочитают экономить суточные платежи за пользование стоянкой - 150 руб. - и стоять на улицах Петербурга в ожидании своей очереди на въезд в порт. 

 

ПКТ назначен срок

Как пояснил генеральный директор ЗАО «ПКТ» Евгений Южилин, в день его терминал обрабатывает около 1,5 тыс. машин. Это составляет, по его оценке, примерно 70% от всего потока грузового автотранспорта, идущего в порт. Поэтому, площадка в Шушарах рассчитана в основном на автомобили, идущие на ПКТ. Компания готова оплачивать  стоимость цивилизованной стоянки грузового транспорта в ожидании времени, разрешенного для въезда в порт, сказал Южилин. Для организации этой работы с 18 декабря 2006 года начнется опытная эксплуатация компьютерной системы планирования подачи машин на ПКТ, к февралю вся система начнет работать в нормальном режиме. «Аккредитация перевозчиков нами уже проведена», - добавил он.

 

Эта работа не удовлетворила Валентину Матвиенко, которая напомнила Южилину, что первоначальный срок решения всех названных им проектов был 20 ноября 2006 года. «Почему вы принимаете груз с неорганизованного транспорта? А город тем временем задыхается от пробок. Долго вы создаете инструмент для контроля грузопотока! Долго!  Если до 1 февраля вы эту задачу не выполните, я официально информирую вас, что мы закроем этот въезд», - заявила губернатор Петербурга.

 

Экономические меры разнообразны

Схожие предупреждения получил и «Петролеспорт», которому был дан срок до 1 мая для завершения строительства собственного накопителя для автомобилей на набережной реки Екатерингофки. А пока губернатор предложила компании задействовать в организации перевозок терминал в Шушарах. Генеральный директор ОАО «Петролеспорт» Сергей Федяев сообщил на заседании Совета, что компания уже принимает меры для решения проблемы. Помимо строительства автостоянки, ПЛП временно ограничил перевалку контейнеров. «В течение полугода мы не будем увеличивать перевалку контейнеров, ограничим завоз груженых контейнеров с моря и порожних с территории города», - сказал он.

 

Еще одним инструментом экономического воздействия на стивидоров петербургского порта Валентина Матвиенко избрала новый договор аренды причалов. Она дала поручение КУГИ Санкт-Петербурга не подписывать договоры аренды причалов со стивидорными компаниями порта без доклада губернатору по каждой компании. «Никакого продления аренды без моего согласия не будет. Сначала стивидорам надо навести порядок на подходах к порту, решить проблему автомобильных пробок и дать нормально жить людям в городе», - сказала она.

 

Последствия

Губернатор намерена, в случае не исполнения взятых на себя стивидорами обязательств,  на несколько месяцев закрыть подъезды к порту, либо приостановить работу по продлению арендных договоров, и тем самым стимулировать стивидоров активнее решать проблему автомобильных пробок на подъездах к порту. Однако такой метод воздействия на компании, задействованные в организации контейнерных перевозок федерального и международного масштаба, представляется маловероятным. В случае если губернатор выполнит свои угрозы и приостановит работу порта, «то последствия такого шага приведут к скандалу во всероссийских масштабах, так как убытки возникнут не только у стивидоров, но и у большого числа предприятий в РФ», считает директор по развитию научно-производственного предприятия «Морское строительство и технологии» (Санкт-Петербург) Сергей Семенов.

 

По просьбе ИАА «ПортНьюс» он попытался спрогнозировать последствия возможной остановки контейнерных терминалов порта. «Вариантов развития может быть несколько. Во-первых, будет видимо осуществлена попытка переориентации грузов на железную дорогу, но, учитывая неспешность железнодорожного транспорта, эффекта это, скорее всего, не принесет, - считает Семенов. - При закрытии на срок 2-3 месяца никакие складские площадки порта не выдержат поток грузов. Выход - везти контейнеры через Прибалтику и Финляндию. Тут правда тоже возникнет проблема, что автотранспорта, который оформлен для выхода за границу, явно не хватит, и пробки на границе с Финляндией увеличатся в разы. Есть, конечно, возможность перевести поток частично на Новороссийск, но в ограниченных объемах. Можно экстренно организовать разгрузку в порту Усть-Луга, но и здесь требуется некоторое время на подготовку».
Надежда Малышева