- Александр Семенович, расскажите, как родилась идея создания проекта «Большой порт Зарубино»?
- Я общался с губернатором провинции Цзилинь и он сказал, что такой проект уже 20 лет обсуждается и только наша группа решила его реализовать. Проект большой, объемный, серьезный. Мы занимаемся им примерно год. Сначала мы занимались моделированием, затем покупкой земель. В апреле обсуждали этот проект с партнерами и встретили огромный интерес с китайской стороны - и на государственном уровне, и со стороны бизнеса. Сейчас у нас подписано порядка 15 соглашений с компаниями из провинций Цзилинь и Хейлундцзян на поставку 80 млн тонн грузов год. Это абсолютно «про-бизнес» проект - он выгоден и провинции и бизнесу. Очевидно что с ростом экспорта зерна экономика провинции получит новый толчок к развитию, компаниям данный проект позволит сократить транспортное плечо и стоимость перевозок.
- Каковы объем и структура инвестиций в проект? Будет ли в нем участвовать государство и в какой форме?
- Инвестиции в этот проект могут составить до $3 млрд. В эту сумму входят инвестиции в портовую инфраструктуру, дноуглубление и расходы на железнодорожную инфраструктуру. Конечно, этот проект будет реализовываться в формате государственно-частного партнерства. Точный объем инвестиций и их соотношение пока не понятно. Хотя мы уже подписали с «Росморпортом» первое соглашение по проекту «Большой порт Зарубино».
Основной объем средств будет инвестирован нами - группой FESCO с привлечением заемных и собственных средств. FESCO выступит как основной инвестор, но мы допускаем, что в отдельных терминалах будут и другие партнеры. Совершенно точно «Объединенная зерновая компания» будет соинвестором в зерновом терминале. На сегодняшний день мы планируем, что их доля в зерновом терминале составит по 50%.
- В какие сроки вы планируете реализовать этот проект?
- Мы планируем приступить к строительству через 12 месяцев и закончить первую очередь через 10-12 месяцев.
- Еще один инвестиционный проект Группа «Сумма» реализует в Махачкале - что собой он представляет?
- Мы рассматриваем возможность строительства терминала на территориях прилегающих к Махачкалинскому порту. В первую очередь рассматриваем возможность строительства терминала по перевалке нефти и нефтепродуктов.
В перспективе возможна перевалка зерна и других грузов. В настоящее время мы прорабатываем грузовую базу. Ведем переговоры с «Транснефтью» и с «Роснефтью». Завершить этот проект планируем через два года.
- Планируется ли вы приобретать угольные активы?
- В ближайшее время угольные активы приобретать не планируем - достаточно имеющихся мощностей.
- Эффективны ли текущий состав и структура флота компании FESCO с точки зрения экономики судоходного бизнеса?
- Эффективны. Это одно из основных направлений бизнеса группы и мы планируем его развивать по мере развития бизнеса. Будет проводиться модернизация. В каком объеме и в какие сроки - это решение пока не принято: смотрим, анализируем...
- Какова текущая ситуация с ледокольным флотом, находящимся у вас в управлении? Готовы ли вы его передать «Росморпорту»?
- Не готовы. В настоящее время ведем переговоры с «Росморпортом» и Минтрансом о продлении аренды. На сегодняшний день имеется большое количество интересных проектов, в которых мы планируем принимать участие. Среди этих проектов - освоение Северного морского пути.
Беседовала Елена Снитко.