16 июня 2014   12:00

Крымская перспектива


В последнее время по поводу того, что будет  с  портами  Крыма дальше, было высказано много разных, иногда полярных мнений.

В надежде на лучшее

В 2013 году, по разным источникам, в морских портах Крыма было перевалено от 14 до 15,5 млн тонн грузов.

Есть общее понимание, что в связи с известными событиями  эксплуатация  портов Крыма  в ближайшие годы сведется к следующему: снабжение Крыма (4-5 млн. тонн в год); развитие круизных маршрутов (Севастополь, Ялта, Евпатория); использование перевалки в Керчи для загрузки крупнотоннажных судов.

Первый фактор является необходимостью.

Второй фактор – наиболее перспективное сегодня направление в развитие портов Крыма, которое можно осуществить  в относительно короткие сроки.

Последний фактор недооценивается многими экспертами, в то время как он  может сыграть важную роль в загрузке портов Крыма. Также необходимо учесть, что акватория порта Керчь - удобное место для бункеровки морских судов.

По общему мнению, основные крымские порты, которые имеют перспективу развития -  Севастополь  и Керчь. При этом  многими экспертами портам Феодосия и Евпатория в развитии портов Крыма отводится второстепенная роль. В ближайшей перспективе можно с этим согласиться, но в среднесрочной и в дальнесрочной перспективе ситуация может измениться и эти два порта могут получить шанс выйти на новый уровень развития.

Перспектива развития портов Крыма  зависит от  нескольких  факторов. Во-первых, это политическая стабилизация в Украине. При положительном исходе событий  может осуществляться доставка российских внешнеторговых грузов в Крым через украинскую территорию. В этом случае также возможна поставка в Севастополь традиционных для последнего времени грузов.

Во-вторых, это приход китайских компаний в регион и строительство глубоководного порта (возможно порта-хаба) сегодня один из вариантов развития событий. Если оно состоится, то ситуация с развитием портов Крыма будет развиваться совсем в другом, интенсивном ключе. При этом представляется, что с учетом требований к минимизации расходов, оптимальное место размещения глубоководного порта – о. Донузлав.

В-третьих, если к 2017-2018 годам  будет построен 2 путный железнодорожный порт через Керченский пролив, то это может дать толчок к перевалке  российских внешнеторговых грузов в крымских портах.

Таким образом, можно ожидать  в ближайшее годы спад в объеме перевалки крымских портов по сравнению с 2013 годом, а в среднесрочной и дальнесрочной перспективе можно ожидать развитие портов Крыма по вышеупомянутым сценариям или по их сочетаниям.

Заместитель Генерального директора ООО «Морское бюро «Нефтеналивные терминалы» Геннадий Кузьмин.