Порт Гамбург является важным транзитным пунктом для перегрузки российских внешнеторговых грузов и последним портом захода океанских судов. О планах развития порта, подготовке бункеровочной инфраструктуры к введению новых ограничений по выбросам с судов на Балтике в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал исполнительный директор Port of Hamburg Marketing Инго Еглофф.
- С 1 января 2015 года на Балтике и в Северном море планируется ввести ограничение по содержанию серы в судовом топливе до уровня не более 0,1%. Планируется ли в порту Гамбург развитие инфраструктуры по бункеровке судов сжиженным природным газом (СПГ)?
- Многие судоходные компании надеялись, что введение данных мер будет перенесено на более поздний срок, однако оно будет введено с 1 января 2015 года. Мы как порт надеемся, что ограничения не приведут к переориентации существенных объемов груза на сухопутный транспорт. Мы хотим чтобы фидерные и мультимодальные перевозки продолжали развиваться.
Что касается подготовки к введению ограничений, то у нас имеются планы по запуску специальных барж с СПГ. Есть много компаний, которые готовы их предоставлять. Применение барж позволит осуществлять мобильную бункеровку судов, что выгоднее, чем строить береговые терминалы СПГ.
Проблема в том, что сейчас недостаточно судов-бункеровщиков сжиженным газом. Перевод морских судов на сжиженный газ также пока не произошел. Планов в этой сфере много, но в их реализации активность пока небольшая.
- Какую долю в общем объеме грузов, перегружаемых в порту Гамбург, составляют грузы, ориентированные на Россию? Ожидаете ли вы влияния геополитических событий и санкций против России на объем перевалки грузов через порт Гамбург, ориентированных на Россию?
- В 2013 году объем перевалки контейнеров для России в порту Гамбург составил 713 тыс. TEUs. Это – второе место по объемам после Китая и составляет примерно 8% от общего объема контейнерооборота порта.
Таким образом, Россия является вторым по важности партнером порта Гамбург и мы надеемся, что ужесточения санкций не будет, а разногласия между Россией и ЕС будут разрешены на политическом уровне. Важно, чтобы стороны были готовы к диалогу. Западная Европа должна с большим пониманием относиться к действиям России, учитывая ее интересы и безопасность. Надеемся, что экономические и торговые отношения между странами будут важнее политических разногласий, как это мы видели даже в период «холодной войны».
- Каковы планы развития порта?
- В порту Гамбург работают четыре контейнерных терминала с хорошими подъездными путями. К 2020 году мы будем готовы обрабатывать до 18 млн TEUs.
Порт Гамбург – важнейший железнодорожный порт Европы. Мы хотим сохранить этот статус и укреплять его. Поэтому правительство города производило большие инвестиции в железнодорожную инфраструктуру города и порта, эта инвестпрограмма будет продолжена.
Также планируется осуществить инвестиции в железнодорожную ветку в направлении восточной Германии и Южной Германии, что также должно благоприятно отразится на деятельности порта.
Нельзя не упомянуть и о проекте Smart Port, который призван улучшить координацию действий и информационный обмен всех заинтересованных сторон в порту. Особенно важна координация между железнодорожным и автомобильным транспортом и терминалами, над этим мы работаем.
- Планируется ли развивать судоходство по Эльбе?
- Мы очень заинтересованы в углублении и расширении фарватера Эльбы и надеемся, что федеральный административный суд даст нам летом 2014 года разрешение на проведение соответствующих работ.
В 2013 году мы обработали почти 900 судов длиной более 330 м, шедших по Эльбе. То есть принимали по 3 крупных судна в день. Лоцманы, которые ответственны за судоходство по Эльбе, получили новые навигационные системы, которые позволяют им лучше маневрировать не только на реке, но также и в акватории порта.
- Какой максимальный по вместимости контейнеровоз может принять порт Гамбург?
- На настоящий момент мы способны принимать суда с осадкой до 13,5 м вне зависимости от прилива и отлива. С приливом до 15 м. Мы принимали контейнеровоз Alexander Von Humboldt (CMA CGM) вместимостью более 16 тыс. TEUs и проводили симуляцию приема контейнеровоза Maersk вместимостью 18 тыс. TEUs.
Порт Гамбург – это последний порт захода крупных контейнеровозов, здесь они производят разворот и идут обратно. Это значит, что они в Гамбург никогда не будут заходить с полной загрузкой. Их загрузка на момент захода в порт Гамбург составляет максимум 13 тыс. TEUs. Это дает нам дополнительные преимущества.
Треть всех контейнерных грузов происходит из региона Метрополии и остается в регионе, треть – идет транзитом по фидерным линиям.
- Помимо контейнеров, какие грузы переваливаются в Гамбурге?
- Очень много обрабатывается руды, стали (в порту Гамбург находится самый большой Терминал Германии для стали), меди, зерновых, генеральных грузов, нефтепродуктов, биотоплива (изготавливается в порту). Из России импортируется, преимущественно, бумага и уголь.
Очень много планов по развитию внутренних гаваней порта, но окончательного решения на этот счет не было принято.
- Насколько, по опыту вашего порта, оправдано размещение обрабатывающих предприятий непосредственно в порту?
- Это дело стоит того. У нас в порту размещены различные промышленные предприятия, что очень выгодно для импорта сырья и экспорта готовой продукции. Кроме того, в порту действуют несколько логистических центров, специализирующихся на разных грузах, например бумаге.
- Существуют ли сейчас в порту Гамбург налоговые или иные преференции?
- Особая экономическая зона в порту Гамбурга существовала с 1881 по 2013 год (свободный порт), в которой можно было не производить таможенную очистку грузов. Сейчас таможенная очистка происходит непосредственно на контейнерном терминале, а фирмы могут организовывать открытые таможенные склады. Мы стараемся максимально ускорить процесс растаможивания грузов, у нас имеется непосредственный контакт с таможней Гамбурга, что позволяет быстро разрешать все вопросы.
Беседовал Виталий Чернов.