• 21 ноября 2006

    Долгая дорога в порт

    Одним из основных факторов, сдерживающих развитие порта Санкт-Петербург, является недостаточная пропускная способность автодорожных подходов к порту. В наиболее загруженные дни простой в автомобильной очереди на въезд может составлять от 3 до 5 суток. Убытки от вынужденного бездействия подсчитывают все стороны: экспедиторы, стивидоры и сами грузовладельцы.

     

    Остановка по требованию

     

    Грузовые районы порта и площадка стивидорной компании ОАО «Петролеспорт», действующие в черте города, располагаются в основном на территории южной планировочной зоны Санкт-Петербурга – одном из наиболее проблемных участков транспортного потока. На подходах к «Петролеспорту» таковыми считаются набережные Обводного канала и реки Екатерингофки, а также прилегающие к ним промышленные переулки. Ежедневно очереди вдоль Обводного канала составляют примерно от 40 до 100 машин. Как правило, это груженые контейнеры. Всего работу порта каждый день обеспечивает свыше 43 тыс. автомобилей, из которых 13 тыс. автомобилей (32%) грузовые, преимущественно большегрузные. Транспортные потоки на подъездах к порту оказывают существенную нагрузку на дорожную сеть города. Это вызывает заторы, усложняет условия движения и увеличивает время для вывода грузового автотранспорта на федеральные дороги.

    Тем не менее, нынешняя ситуация, по словам директора контейнерного терминала ОАО «Петролеспорт» Александра Светличного, к настоящему времени выровнялась по сравнению с весной-летом текущего года. Тогда автомобильные очереди по Обводному каналу доходили до Московского проспекта. «Сейчас, - отметил корреспонденту ИАА «ПортНьюс» Александр Светличный, - пик ситуации – это когда очереди доходят до «Красного треугольника».

     

    Мимо порта

     

    Убытки от простоев несут все стороны: грузовладельцы и те, кто обеспечивает доставку грузов. Генеральный директор экспедиторской компании «Гринвэй-таможенный брокер» Андрей Савельев рассказал корреспонденту ИАА «ПортНьюс», что простой в течение суток одного автоконтейнеровоза в порту обходится примерно в $150. Если речь идет не о простых, а о рефрижераторных контейнерах, то стоимость простоя поднимается до 200 евро в сутки. «Чаще всего, эти затраты ложатся на экспедитора, потому, что мы заключаем контракт с клиентом на доставку грузов в определенный срок. Любые просрочки мы оплачиваем сами», - пояснил собеседник агентства.

    Стивидорные компании со своей стороны несут потери в виде существенного снижения грузооборота. По словам Александра Светличного, зависимость между временем нахождения контейнера в порту и грузооборотом контейнерного терминала практически прямо пропорциональная. «Чем меньше контейнер стоит у нас на причале, тем производительнее работает погрузоразгрузочная техника, резко растет оборачиваемость площадей, снижается ярусность хранения грузов, говорит он. - Сейчас средний срок хранения импортных контейнеров в порту Санкт-Петербург составляет в среднем 10-12 суток. Если этот период сократить, например, до трех дней, то грузооборот у нас может возрасти вдвое».

    Я уверен, - сказал Светличный ИАА «ПортНьюс», - что если российские контейнерные терминалы на Балтике смогут увеличить скорость обработки контейнеров, то к нам в порт потянуться те грузы, которые сейчас идут в Россию через Финляндию и Прибалтийские порты. С точки зрения логистики, лучшего пути, чем через порт Санкт-Петербург - не придумаешь.

    Кто решит проблему

     

    По оценкам заместителя генерального директора НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Светланы Воронцовой, общий объем капиталовложений, необходимый для развития и совершенствования подходов к I IV грузовым районам порта и ОАО «Петролеспорт», составляет по ориентировочным оценкам 11 560 млн. рублей. На период до 2010 года необходимо 10 720 млн. рублей.

    В ближайшие пять лет повысить пропускную способность автодорожных подходов к Большому порту Санкт-Петербург позволит платная автомагистраль Западный скоростной диаметр (ЗСД).

    Реализация этого проекта в перспективе повысит эффективность работы Санкт-Петербургского транспортного узла, а также позволит соединить порт и транспортно-логистические комплексы города с сетью федеральных автомобильных дорог.

     

    Стивидорные компании сами намерены бороться за свободное движение автотранспорта в порт. Уже в следующем году руководство компании обещает, что пробок на подходах к порту станет меньше. По словам председателя совета директоров Александра Колосницына, чтобы решить проблему с отстоем автомашин, «Петролеспорту» пришлось приобрести территорию соседних «умерших» предприятий. «Де-юре это будет территория компании «Петролеспорт», - сказал Колосницын, - де-факто это будет стоянка для транспорта, который заходит в «Петролеспорт», чтобы убрать всякие пробки из Кировского района. «Уже сейчас все машины, которые стоят вдоль железной дороги, располагаются на площадках, специально оборудованных под автомобили, - говорит Колосницын. – Мы и так в определенной степени работаем в ущерб себе. Мы могли бы на этой территории положить металл или, например, дерево, а вместо этого мы оборудуем территории под стоянку автомобилей. По сути, наша компания отдает бесплатно эти участки под отстой автомашин».

    Александр Светличный также рассказал корреспонденту ИАА «ПортНьюс» о работе по ликвидации пробок. «Мы сейчас готовим сервисную программу по обслуживанию очереди, - сообщил он. – Кроме того, мы планируем, что уже в конце этого месяца начнет работу специальная мобильная группа, которая будет контролировать очередь». В настоящее время работа находится в компетенции ГАИ. Однако, по мнению стивидоров, ГАИ работает неэффективно и не стремится заниматься проверкой документов неаккредитаванных экспедиторов, стоящих в очереди. Мобильная группа «Петролеспорта» возьмет на себя эти функции.

     

    Чаусова Лариса

     

     

     

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен