Подписание любым государством соглашения об ассоциации с Европейским союзом не нанесет ущерба интересам РФ в сфере морского и внутреннего водного транспорта, однако приведет к ослаблению позиции и неравной конкуренции национального морского флота государства – контрагента.
Анализ последствий возможного подписания соглашений об ассоциации с Европейским союзом государств – участников проекта «Восточное партнерство» (Украина, Республика Молдова, Республика Армения, Республика Азербайджан и Грузия) показал отсутствие прямой угрозы интересам России в сфере морского и внутреннего водного транспорта, однако обозначил имперские амбиции Брюсселя в отношении зависимых от ЕС государств.
Согласно положениям проекта соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и государствами - членами Европейского Союза с одной стороны и страной-контрагентом с другой стороны, стороны предоставят друг другу национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в отношении создания и функционирования дочерних структур, отделений и представительств юридических лиц сторон соглашения.
Данные обязательства не распространяются на деятельность, подпадающую под понятие «национальный морской каботаж». При этом понятие «национальный морской каботаж» охватывает различные виды деятельности, которые могут рассматриваться как каботаж в рамках соответствующего национального законодательства, национальный морской каботаж охватывает перевозки пассажиров или грузов между портом или пунктом, расположенным на Украине или в государстве-члене Европейского союза и другим портом или пунктом, расположенным на Украине или в государстве-члене Европейского Союза, в том числе, на континентальном шельфе, как это предусмотрено в Конвенции ООН по морскому праву, или перевозки, местом отправления и назначения которых является один и тот же порт или пункт, расположенный на Украине или в государстве-члене Европейского Союза.
В соответствии с положениями соглашения, для услуг международных морских перевозок предусмотрен национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в зависимости от того, какой режим выгоднее.
К международной морской перевозке, в том числе, относятся следующие виды деятельности: мультимодальные транспортные операции на условиях «от двери до двери» с использованием более одного вида транспорта; стивидорные услуги; ответственное хранение грузов до погрузки или после разгрузки; услуги таможенного брокера; услуги морского агента; маркетинг и продажа морских перевозок и сопутствующих услуг; экспедиторские услуги, а также фидерные перевозки, что означает подготовку к транспортировке и последующую транспортировку международных грузов по морю, в частности, контейнерных грузов, между портами, расположенными на территории одной стороны.
При этом проект соглашения предусматривает ограничение страны-контрагента на заключение двусторонних договоров с третьими странами в сфере торгового мореплавания, предметом регулирования которых является «распределение транспортировки грузов». Такое распределение грузов практиковалось в XX веке со странами третьего мира в части паритетного участия в перевозках между двумя договаривающимися странами только морскими судами, принадлежащих этим двум государствам, что прямо ограничивает доступ других стран ЕС к участию в таких перевозках. Также проект cоглашения предусматривает обязательство страны-контрагента прекратить действие существующих договоренностей «о распределении транспортировки грузов» в случае, если они имели место быть в заключенных ранее соглашениях. В настоящее время двусторонних договоренностей в части распределения транспортировки грузов в сфере морского транспорта между Россией и странами «Восточного партнерства» нет.
Принципиальными являются предусмотренные соглашением об ассоциации обязательства государства-контрагента по имплементации стандартов ЕС в области морского транспорта в национальное законодательство, что создаст прямые предпосылки для дискриминации национальных судовладельцев, стивидоров, агентов и т.д., не способных обеспечить себе равные условия существования на европейском рынке.
Особо следует отметить специальную оговорку (пункт 11 статьи 135), суть которой – закрепление преимущественного права ЕС в применении уже существующих двусторонних договоренностей между страной-контрагентом и странами – членами ЕС. Конструкция данной нормы такова, что в случае, если двусторонний договор страны-контрагента с государством членом ЕС устанавливает режим более привлекательный, чем предусмотренный проектом соглашения, то преимущественную силу имеют более благоприятные положения без ущерба для обязательств стороны, являющейся членом Европейского союза. Указанный подход явным образом закрепляет одностороннюю либерализацию рынков международной морской перевозки страны-контрагента в интересах ЕС.
При этом оговаривается, что положения действующих двусторонних соглашений страны-контрагента и стран – членов ЕС, не подпадающие под действие проекта соглашения, продолжают применяться.
В отношении внутреннего водного транспорта проектом соглашения предусмотрено, что условия взаимного доступа на рынок внутреннего водного транспорта могут быть определены в будущих специальных соглашениях о внутреннем водном транспорте.
В этой связи следует отметить, что между Россией и Украиной проходили переговоры о подготовке соглашения в сфере судоходства по внутренним водным путям. В 2013 году на заседании Рабочей группы по транспорту российско-украинской Межправкомиссии данный вопрос был снят с повестки дня до завершения интеграционных процедур, осуществляемых Россией, Белоруссией и Казахстаном в рамках Евразийского экономического союза. Перспектива возобновления переговоров по данному вопросу в существующих обстоятельствах вызывает большие сомнения.
В целом анализ показал, что двусторонние обязательства, предусмотренные проектом соглашения об ассоциации по своему объему и характеру не выходят за рамки уже существующих договоренностей этих стран с ЕС в рамках соглашений о партнерстве и сотрудничестве от 1994 года и от 1996 года.
Представляется, что подписание любым государством – участником проекта «Восточное партнерство» соглашения об ассоциации с Европейским союзом в рассматриваемой редакции не нанесет ущерба интересам Российской Федерации в сфере морского и внутреннего водного транспорта, однако приведет к ослаблению позиции и неравной конкуренции национального морского флота государства – контрагента.
Группа экспертов, специально для ИАА «ПортНьюс».