Интенсивное развитие российской портовой и шельфовой инфраструктуры заставляет задуматься об экологии. По мнению экспертов и участников рынка, законодательство в сфере ликвидации аварийных нефтеразливов, ответственности собственников брошенных судов, экологических экспертиз нуждается в совершенствовании.
«Горячий» мусор
Как известно, в настоящее время Россия занимается активным освоением Арктики, обладающей значительными запасами углеводородов и представляющей значительный интерес как транзитный регион. Однако для ее успешного освоения необходимо сначала разобраться с накопленными за десятилетия экологическими проблемами.
Как рассказал в ходе 5-го Международного форума «Экология» первый заместитель губернатора Мурманской области Алексей Тюкавин, вдоль побережья Кольского залива почти не осталось неповрежденных экосистем. Большая часть ущерба экологии наносится, в том числе, заброшенными военными базами и брошенными судами и кораблями. Брошенные суда загрязняют акваторию тяжелыми металлами, уровень содержания которых в местах скопления таких судов в несколько раз превышает норму.
Проблема с очисткой акватории от брошенных судов заключается в том, что акватория залива является федеральной собственностью. К сожалению, констатировал Тюкавин, федеральная целевая программа, по линии которой должно было осуществляться федеральное финансирование соответствующих мероприятий по очистке акватории, так и не была утверждена. Помимо этого, в законодательстве не прописаны меры воздействия на собственников брошенного имущества. В итоге у правительства нет реальных инструментов для предотвращения подобных свалок.
Проблема усугубляется низкими ценами на металлолом – привлечь коммерческие структуры к утилизации брошенных судов сейчас не просто. По мнению заместителя губернатора, необходимо, в этой связи, внести изменения и дополнения в законодательство, предусмотрев механизмы государственно-частного партнерства при ликвидации свалок в море, а также предусмотреть реальную ответственность хозяйствующих субъектов за организацию «кладбищ» судов.
В противном случае Кольский залив грозит стать экологической «горячей точкой» для всего Баренцева моря.
Проблема брошенных судов актуальна не только для Мурманской области, но и для других прибрежных регионов. Например, о наличии аналогичной проблемы заявил в ходе форума представитель законодательного собрания Камчатского края. Поэтому решаться данный вопрос должен на федеральном уровне, уверены представители регионов.
В грязь лицом
Угрозы для экологии существуют не только в море, но и во внутренних водах. Так, по словам выступившей на форуме председателя комитета по экологическому образованию и связям с общественностью Совета партнеров «Санкт-Петербургская инициатива» при Минприроды РФ Вероники Тарбаевой, ряд экологов даже призывают запретить проход танкеров по реке Нева, вдоль которой расположено множество природоохранных зон. По ее словам, в Ленинградской области отсутствует региональный план по ликвидации аварийных нефтеразливов (ЛАРН), а муниципальным районам выделяется всего по 200 тыс. руб. в год на данные цели. Учения проводятся редко – 1 раз в два года. По мнению Тарбаевой, необходимо издание постановления правительства РФ, уточняющее требования к планам ЛАРН, а также создать трастовый фонд, который бы пополнялся сборами за каждую переваленную тонну нефтепродуктов. Также необходима организация волонтерских бригад на случай аварийных нефтеразливов.
Как, в свою очередь, рассказал в ходе форума представитель ООО «ЛУКОЙЛ-БУНКЕР» Максим Дегтярев, существующее законодательство в области планов ЛАРН, по его мнению, не учитывает специфики работы тех же бункеровочных компаний и рассчитано на крупные морские добывающие проекты. Пройти государственную экологическую экспертизу крайне сложно, отметил Дегтярев, хотя его компании и удалось это сделать. По мнению представителя бункерной компании, законодательство в этой сфере нуждается в уточнении.
А по подсчетам Научно-исследовательского проектно-конструкторского института морского флота, которые в ходе форума привел научный сотрудник института Алексей Иванчин, в Финском заливе риск аварийного нефтеразлива составляет 0,004% или 1 случай на 100 лет. При этом объем разлива прогнозируется в пределах от 500 до 1,5 тыс. тонн. Российские аварийно-спасательные формирования, по его данным, способны обеспечить ликвидацию нефтеразлива в объеме до 5 тыс. тонн. По данным института, при этом наиболее обеспеченным бассейном в плане ликвидации аварийных нефтеразливов является Балтийский. Если принять уровень его обеспеченности силами и средствами ЛАРН за 100%, то обеспеченность западного района Арктики оценивается в 40%, восточного района - в 2%, Дальневосточного бассейна – в 25%, Каспийского – в 30%.
Виталий Чернов.