Оптимистичное замедление
Рост грузооборота российских портов в 2013 году замедлился. Прирост составил 3,9% против 5,6% в 2012 году. Основными «виновниками» замедления стали черные металлы, зерно и лесные грузы. Однако металлы и зерно могут показать более позитивную динамику в 2014 году.
Объем перевалки черных металлов в 2013 году сократился до 22 млн тонн (-14%), зерна – до 18,3 млн тонн (-23,4%), лесных грузов – до 4,4 млн тонн (-25,9%).
Черные металлы
Если говорить о чёрных металлах, то в 2012 году их перевалка в портах росла - до 25,6 млн тонн (+4,8% в сравнении с 2012 годом). Падение в прошлом году связано со снижением спроса со стороны основных стран-импортеров. Так, по данным таможенной статистики внешней торговли, экспорт черных металлов из России по данным за январь-ноябрь 2013 года (данные за год на момент написания статьи не опубликованы) снизился на 6,2%, а в страны дальнего зарубежья – почти на 10%. При этом через порты экспортируется около двух третей от общего объема экспорта данного вида груза.
В этой ситуации металлурги переориентировали сбыт на внутренний рынок, цены на котором оказались выше, чем на мировом. Тем не менее, в текущем году экспорт черных металлов может вновь возрасти, чему будет способствовать продолжающаяся девальвация рубля и восстановление экономики Евросоюза, доля которого в структуре экспорта российских черных металлов преобладает.
Зерно
В 2012 году объем перевалки зерна в портах вырос до 24 млн тонн (+23,3%). Снижение на 23,4% в 2013 году также объясняется снижением экспорта. Так, по данным таможенной статистики, экспорт пшеницы и меслина за январь-ноябрь 2013 года сократился на 20% - до 15,29 млн тонн. Во многом это связано со снижением экспорта в 2012-13 сельскохозяйственном году (в 1,5 раза – до 14 млн тонн).
Кроме того, основной потребитель российского зерна – Египет, в 2013 году резко сократил закупки и в сезоне 2013–2014 годов Египет начинает уступать Турции как главный партнер России в торговле зерновыми. Кроме того, негативным фактором является рост конкуренции со стороны Украины и Казахстана из-за хорошего урожая в этих странах.
Что касается 2014 года, то пока динамика, впрочем, выглядит позитивно – по данным таможенной статистики, с начала нового сельскохозяйственного года (с 1 июля 2013 года) по ноябрь 2013 года экспорт российского зерна возрос на 13,3%.
Лес
В 2012 году объем перевалки лесных грузов в портах снизился на 3,9% - до 5,9 млн тонн. В 2013 году снижение оказалось более внушительным – до 4,4 млн тонн (-25,9%). Причем это не свяжешь со снижением экспорта – по данным таможенной статистики он в 2013 году даже возрос. Скорее, это связано с тем, что лес уходит на железную дорогу, что объясняется особенностями его логистики, а также снижением спроса на лесные грузы со стороны стран Ближнего Востока и Северной Африки, куда лес экспортируется через порты. Так, только Забайкальской железной дорогой в Китай за январь-ноябрь 2013 года было экспортировано 5,7 млн тонн лесных грузов. Кроме того, для самих портов лесные грузы являются низкодоходными и при возможности терминалы перепрофилируют для работы с другими, более прибыльными видами грузов, а лесные грузы контейнеризируются. Так, контейнеризация этих грузов в 2013 году увеличилась на 60% относительно прошлого года.
Поэтому, по нашему мнению, ожидать роста перевалки леса через морские порты вряд ли стоит и в дальнейшем.
Ложка оптимизма
Тем не менее, учитывая, что аналитики прогнозируют более позитивную динамику в 2014 году экспорта черных металлов, а также хорошие показатели экспорта зерна в 2013-14 сельскохозяйственном году, то можно надеяться, что данные виды грузов «исправят» свои показатели в нынешнем году.
Виталий Чернов.