Александр Яловенко: «Основная задача – сделать в университете имени Макарова единую структуру ДПО»
На морском и речном флоте необходима регулярная дополнительная подготовка и переподготовка кадров. Лидирующие позиции в этой области принадлежали Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова (ГМА) и Санкт-Петербургскому государственному университету водных коммуникаций (СПГУВК), которые в настоящее время объединены в один вуз. О том, как осуществляется дополнительное профессиональное образование (ДПО) в объединенном Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал директор Центра ДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Александр Яловенко.
- Александр Васильевич, как объединение вузов повлияло на работу по подготовке и переподготовке специалистов в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова?
- Когда университет и академия существовали отдельно, работа по подготовке и переподготовке специалистов водного транспорта фактически велась параллельно. В настоящее время происходит постепенное объединение соответствующих структур двух вузов. На данный момент приказом ректора создан единый центр ДПО, в который вошли центр ДПО ГМА и научно-образовательный центр инновационного развития водного транспорта СПГУВК. Разработано единое штатное расписание и готовится к утверждению на Совете университета Положение о центре ДПО. Единая структура ДПО работников водной отрасли позволит сконцентрировать все, что касалось подготовки и переподготовки моряков в учебных заведениях.
Еще до объединения в ноябре 2012 года ГМА имени адмирала С.О. Макарова успешно прошла проверку комиссией Минтранса на признание в целях наделения полномочиями на подготовку членов экипажей морских судов в соответствии с МК ПДНВ-78 (Международный кодекс о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты) с поправками. Комиссию возглавлял заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Виталий Клюев, который в процессе проверки сделал нам ряд замечаний. Эти замечания помогли нам устранить имеющиеся недостатки в нашей работе. Ведь в процессе работы иногда не замечаешь свои недочеты, и в нашем случае профессиональный взгляд со стороны оказался очень полезен.
Теперь, когда очередная проверка пройдет в рамках нового учебного заведения нам, с учетом реализации прежних замечаний, будет легче ее пройти.
- Какие программы предлагаются для береговых специалистов?
- Прежде всего, это подготовка специалистов в области безопасности и охраны объектов в соответствии с Кодексом охраны судов и портовых средств (ОСПС), а также подготовка специалистов по ликвидации разливов нефти (ЛРН). Отдельно отмечу подготовку специалистов для работы на шельфе, которая включает отработку навыков при покидании аварийных вертолетов. Кроме того, у нас имеется ряд программ в учебном центре «Катерпиллер», где проходят обучение береговые специалисты по обслуживанию двигателей различных типов. В рамках этой подготовки отрабатываются навыки по определению неисправностей, их анализу и выходу из аварийной ситуации.
Следует также отметить такие программы, как повышение квалификации исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства; подготовка экспертов внешних и внутренних проверок по МКУБ (Международный кодекс по управлению безопасностью); подготовка инструкторов тренажерных центров.
Большой пакет программ для береговых работников реализуются в отделе международных образовательных программ. Это фрахтование тоннажа и морская перевозка грузов; экспедиторские операции и агентирование при морской перевозке грузов; внешнеторговый контракт и его транспортное обеспечение; транспортная логистика и экспедиторские операции; сюрвейерное обслуживание при морских перевозках грузов; технология, организация и коммерческие условия международных перевозок нефтеналивных грузов. Эти программы пользуются популярностью у работников коммерческих структур, работа которых связана с водным транспортом.
Имеет определенный успех учебная программа по морскому праву, состоящая из четырех модулей (международное морское право; частное морское право часов; претензионная работа и морское страхование; правовые основы безопасности мореплавания и охраны окружающей среды и т.д.).
- Расскажите, может ли плавсостав пройти полный спектр подготовки и получить необходимые сертификаты для продления диплома?
- Да, безусловно. Возможны различные сочетания видов подготовки, так как в нашем вузе ведется совместная работа тренажерного центра и факультетов университета. Таким образом, слушатели сами могут выбирать необходимые им сочетания курсов. Отмечу, что при прохождении пакета курсов предоставляются значительные скидки.
- Подведите итоги работы девяти месяцев 2013 года.
- За период с января по сентябрь 2013 года в подразделениях центра ДПО было реализовано 146 программ, по которым прошли обучение более 5 тыс. слушателей. Из них более 1 тыс. составили курсанты и студенты. Обучение осуществлялось в морском учебно-тренажерном центре, на курсах, которые организуются на факультетах университета, в учебном центре «Катерпиллер», а также в отделе международных образовательных программ.
- Расскажите о ближайших планах и основных задачах.
- Прежде всего, необходимо будет провести целый комплекс мероприятий, чтобы привести нашу работу в соответствие с приказом Министерства образования и науки от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». Этот документ, определивший ряд требований к ДПО, вступил в силу с 1 сентября 2013 года.
Основную же задачу университета вижу в том, чтобы сделать единую структуру ДПО. Более стройная система позволит нам самым лучшим образом использовать все, что было наработано в этом направлении.
Беседовала Маргарита Бабкова