Последняя навигация «Лермонтова»
Он еще крепок, силен, красив и надёжен. Но путь в дальние рейсы по Енисею дизель-электроходу «Лермонтов» заказан. Этой осенью судно завершило свою последнюю навигацию, и теперь, в лучшем случае, доживет свой век у причала в Красноярске как плавучая гостиница, в худшем – будет отправлено на металлолом. Хотя по своему техническому состоянию могло бы ходить еще не один год. Но лицензия заканчивается, и продлевать её никто не собирается.
Дизель-электроход третьей серии проекта 785 «М.Ю.Лермонтов» был построен на верфи Комарно в Чехословакии в 1957 году. Его длина - 80 м длина, 12 м ширина, проектная пассажировместимость 247 человек. После модернизации комфорт для пассажиров повысился, но количество мест уменьшилось до 153. Скорость дизель-электрохода меньше чем у теплоходов - 20км/час на гладкой воде, но маневренность намного лучше.
Но «Лермонтову» не повезло с родственниками. Он брат-близнец печально знаменитой «Булгарии», поэтому и отношение к нему весьма придирчивое. Но судьбы, а значит, и жизнь у этих близнецов сложились совсем по-разному. «Булгария» переходила из рук в руки, экипажи на ней менялись как перчатки, а значит, и на техническое состояние смотрели сквозь пальцы – лишь бы хватило на ближайшие пару рейсов. Недосмотрели.
На «Лермонтове» все было иначе. Николай Александрович Данцер, его первый капитан «Лермонтова», сам привел судно Северным морским путем из Чехословакии. А потом почти сорок лет бессменно командовал им на Енисее, совершая рейсы от Красноярска до Дудинки. Покинув в 1996 году капитанский мостик, он смог прожить без «Лермонтова» всего два года.
Так же сроднился с судном и нынешний капитан, Андрей Пахомов, и весь постоянный экипаж «Лермонтова», отходивший на нем не одну навигацию. Раз постоянный - значит, за судном следит, как за собственным домом. Поэтому к завершению его долгой биографии у речников отношение сложное. Об этом наш корреспондент беседовал с капитаном в одном из рейсов последний навигации "Лермонтова".
- Оправдано ли списание такого судна, как теплоход «Лермонтов», которое сейчас находится в хорошем техническом состоянии?
- С финансовой стороны, может, это и оправдано. Чтобы освидетельствовать судно и продлить лицензию, придется потратить порядка 30 млн. За два-три дополнительных года , на которые лицензия будет продлена, такие деньги заработать наверняка не удастся, работы по освидетельствованию не окупятся. Но есть и другая сторона медали. Есть люди, северяне, живущие в деревнях по берегам Енисея. Для них лишний пароход – очень большое подспорье. Ведь альтернативы, другого транспорта здесь на севере во многих ситуациях, просто нет. Из таких поселков уехать куда-то можно только по реке, на судах, а их, к сожалению сейчас только три осталось. Когда уберем «Лермонтов», на следующую навигацию останется только два.
В лучшие годы по Енисею возили пассажиров и туристов 9 судов чехословацкого проекта785, их дополняли более крупные теплоходы - "Близняк», «Керенский», «Чкалов» и «Матросов». В 1985 году пассажирскую флотилию на Енисее пополнил роскошный "Чехов"австрийской постройки. Недавно его продали на Волгу , остальных суда помаленьку списывают. На будущий год выйти на линию смогут только "Чкалов" и "Матросов". Возраст последнего еще солидней, чем у т/х "Лермонтова" (построен в 1954 году в Висмаре, ГДР,), но более высокий класс позволяет совершать рейсы до Дудинки.
Но если из Дудинки, Норильска и Игарки добраться до большой земли можно самолетом, то у жителей деревень по берегам Енисея, даже таких крупных, как Верхне-Имбатское или Бахта, этой возможности нет. Из авиации - только вертолет местных линий, который летает редко и пассажиров вмещает немного. Так что выбраться, особенно с солидным багажом, можно только водным путем. В советские времени пассажирские суда проходили вверх или вниз каждый день, сейчас даже летом "окошки" большие - дней по 5. Вот и приходится сибирякам, когда нет пассажирских судов, договариваться с грузовыми, иначе не уехать.
Капитан Андрей Пахомов рассказал и еще об одной проблеме судоходства по Енисею - обмелении реки.
- Идет переформирование русла, на которое влияет вырубка леса. Лес же удерживает влагу. Ангара вообще обмелела страшно, потому что там идут самые большие разработки леса. Все эти процессы ведут к большим изменениям русла реки от Красноярска до Дудинки. За 15-20 лет огромные изменения произошли. Раньше судоходный путь от Красноярска до Дудинки был 2002 км, сейчас существенно укоротился. Раньше "Чехов" по Енисею ходил, сейчас уже "Чкалову" и "Матросову" нелегко. А лет через пять, я думаю, с осадкой 1.70 -1,80 еще более серьезные проблемы будут. Пример - прошлый год, когда пароходство большой урон получило: с притоков быстро вода ушла, и суда встали.
Ситуация с пассажирскими перевозками на Енисее, особенно в среднем и нижнем течении, куда не доходят скоростные "Метеоры", почти критическая. "Чкалову" и "Матросову" тоже осталось недолго - еще навигацию отходят, и потребуется переосвидетельствование, расходы на которое, как и у "Лермонтова", многократно превысят возможную прибыль. Так что появление новых современных судов - это задача даже не завтрашнего, а сегодняшнего дня. Три судна новой, отечественной серии уже заказаны в Санкт-Петербурге, но встать на линию они смогут не раньше 2016-17 года. Остается лишь надеется, что найдется предприимчивый бизнесмен, который захочет занять освобождающую нишу пассажирских перевозок по Енисею.
Александр Чиженок, фото автора.