Канада встала в проходе
Канада дала ответ российскому Севморпути – им стал Северо-Западный проход. В сентябре 2013 года был совершен первый транзитный рейс из Канады в Финляндию по данной трассе, которую планируется развивать в качестве альтернативы как Панамскому каналу, так и Севморпути.
Торосистыми путями
По мере таяния льдов в Арктике растет и интерес к ее морским трассам, которые можно использовать в качестве транзитных маршрутов. И сейчас речь идет уже не только о Северном морском пути.
Так, в сентябре 2013 года 255-метровый балкер ледового класса 1А Nordic Orion с грузом угля в 73,5 тыс. тонн для металлургической компании Ruukki Metal Oy. впервые совершил транзитный рейс через Северо-Западный проход из Ванкувера (Канада) в Пори (Финляндия). Рейс осуществлялся под проводкой канадского ледокола Береговой охраны. Судном предварительно был получен сертификат о готовности к предотвращению загрязнения окружающей среды в соответствии с канадским законодательством.
По данным датской компании-грузовладельца Nordic Bulk Carriers, данный маршрут позволил сэкономить 1 тыс. миль в сравнении с традиционным маршрутом через Панамский канал, что позволило снизить расходы на топливо на $80 тыс. Кроме того, более значительные глубины северной трассы позволили загрузить судно на 25% (или 15 тыс. тонн угля) больше, чем если бы оно шло через Панамский канал. Общая экономия компании составила $200 тыс., однако, в том числе, благодаря тому, что расходы на ледокольную проводку покрыло канадское правительство. В противном случае эти расходы составили бы $50 тыс. в сутки, но даже в этом случае рейс имел бы экономическую целесообразность.
Запад и Восток
Трассу Северо-Западного прохода, действительно, можно рассматривать не только как альтернативу Панамскому каналу, но и как конкурента Северо-Восточному проходу, который в России называют Северным морским путем. По самым приблизительным расчетам, большинство востребованных маршрутов, ради которых судовладельцы готовы использовать Северный морской путь, могут осуществляться и через Северо-Западный проход. Так, в настоящее время по Севморпути идет танкер Stena Polaris из порта Усть-Луга (Ленинградская область, Россия) в порт Йосу (Южная Корея). По дистанции Северо-Западный проход по этому рейсу проигрывает примерно 2 тыс. км, однако, если бы танкер шел из Великобритании, то разница по дистанции была бы несущественной. И здесь ключевыми факторами становятся ледовые условия, стоимость ледовой проводки, нормативное регулирование и обеспечение безопасности.
К счастью для России, она гораздо лучше подготовлена к освоению транзитного потенциала в Арктике. Наличие атомных ледоколов, портов вдоль трассы Севморпути, спасательных центров, разработанное законодательство и значительный опыт северного судоходства являются очевидными конкурентными преимуществами. Впрочем, «расслабляться» тоже не стоит – значительная часть ледоколов будет списана в ближайшие годы, да и канадцы полны решимости развивать свой проект, о чем говорит государственная поддержка вышеописанного рейса.
Что касается ледовых условий, то, как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» заведующий отделом взаимодействия океана и атмосферы Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Генрих Алексеев, по имеющимся прогнозам лед в Арктике начнет почти полностью исчезать в сентябре (месяц наибольшего таяния арктических льдов) к 2050 году. В оставшееся время лед будет менее толстым, чем сейчас, однако это приведет к другим проблемам, связанным с порошением и прилипанием к судам. В течение 6 месяцев года лед будет оставаться прочным. При этом именно в районе Гренландии и Северо-Западного прохода льды будут оставаться более толстыми, чем в акватории Северного морского пути. В целом, по мнению Генриха Алексеева, судоходство в арктических водах будет оставаться сложным и рискованным, требующим ледокольной поддержки и соответствующей компетенции судоводителей.
Таким образом, можно прогнозировать, что интенсивность судоходства по арктическим трассам будет возрастать, хотя они вряд ли когда-нибудь станут полноценной альтернативой Суэцкому и Панамскому каналам. Скорее борьба за транзит развернется между ними самими. Выбор же маршрута судовладельцем будет зависеть, в первую очередь, от стоимости ледовой проводки.
Виталий Чернов.