Константин Пальников: «Сроки введения NECA на Балтике требуют дополнительного обоснования».
Прокомментировать последнюю министерскую декларацию ХЕЛКОМ для ИАА «ПортНьюс» согласился директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников.
Министерская декларация Хельсинкской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ), принятая по итогам министерской сессии ХЕЛКОМ, в Копенгагене (Дания) 3 октября 2013 года, не содержала в себе заявлений о необходимости ввода зоны особого контроля за выбросами окислов азота с судов (NECA) с 2016 года. Вместе с тем, в декларации указывается, что министерская конференция поддерживает в перспективе идею придания статуcа зоны NECA не только Балтийскому морю, но и другим соседним морским районам, поскольку более обширная зона NECA принесла бы более значительные результаты.
Российская Федерация придерживается позиции указывающей на необходимость переноса обсуждения вопроса о назначении Балтийского моря районом контроля выбросов окислов азота до появления более совершенных технологий и инфраструктуры. Эта позиция была озвучена в ходе конференции ХЕЛКОМ в Хельсинки в марте 2013 года и поддержана большинством стран в ИМО (Международная морская организация) на заседании Комитета по защите морской среды (КЗМС 65) в мае 2013.
Прокомментировать последнюю министерскую декларацию ХЕЛКОМ для ИАА «ПортНьюс» согласился директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Константин Пальников.
- Константин Геннадьевич, какое решение было принято в Копенгагене относительно введения зоны NECA?
- По сути, никакого. Поясню.
В проекте раздела «Судоходство и деятельность на море» Министерской Декларации ХЕЛКОМ 2013 года изначально был предложен пункт в следующей редакции: «СОГЛАСИЛИСЬ представить заявку на установление района контроля выбросов NOx КАК МОЖНО СКОРЕЕ (Перед заседанием КЗМС 66 или возможно скорее после КЗМС 66, или перед КЗМС 67? В документе не уточнялось), принимая во внимание то, что решение ИМО по введению в силу статуса района контроля NOx, как ожидается, будет принято на КЗМС 66. МЫ призываем все Договаривающиеся Стороны предпринимать без задержек любые другие меры по снижению выбросов NOx».
Российская делегация предложила заменить этот пункт на следующий: «МЫ РАССМОТРИМ возможное представление заявки на придание Балтийскому морю статуса NECA, принимая во внимание то, что решение ИМО по срокам введения NECA, как ожидается, будет принято на КЗМС 66, и предлагаем работать конструктивно в этом направлении и далее. МЫ ПРИЗЫВАЕМ все Договаривающиеся Стороны также предпринимать без задержек любые другие меры для снижения выбросов NOx, развивая кроме прочего частно-государственное партнерство, используя наилучшую экологическую практику и наилучшие доступные технологии».
Все страны-участники министерской сессии ХЕЛКОМ выступили против предложения российской стороны. Наиболее активное противодействие в ходе обсуждения проекта декларации проявила Дания, Финляндия, Германия и представитель Евросоюза. По их мнению, предложенная Россией редакция является более «слабой», чем решение Московской министерской сессии 2010 года: «СОГЛАСИЛИСЬ работать по представлению, желательно к 2011 году, совместного предложения стран Балтийского моря в ИМО по приданию Балтийскому морю статуса «района контроля выбросов окислов азота с судов» (NECA), принимая во внимание результаты исследования ХЕЛКОМ по экономическим последствиям статуса «Балтийское море NECA». Приветствуем и поддерживаем идею придания статуса «района контроля выбросов NOx» другим морским районам, в частности, в отношении Северного моря.»
В итоге длительного и эмоционального обсуждения из конечного документа удалены оба пункта - пункт из первоначального проекта Декларации и альтернативное российское предложение.
- В одной из зарубежных публикаций, вышедших по итогам Министерской сессии ХЕЛКОМ в Копенгагене, министр природных ресурсов Дании говорит, что сроки введения зоны NECA на Балтике сдвигаются с 2016 года на 2021-й. Откуда взялась эта дата?
- Эта дата содержится в поправках к Приложению VI к Конвенции МАРПОЛ.
Предложение вступления в силу требований стандарта Уровня III по выбросам NOx в районах контроля выбросов с 2016 года должно было быть подтверждено не позднее 2013 года, по итогам проведения анализа доступности соответствующих технологий для выполнения указанных стандартов. Как раз на прошлом заседании КЗМС 65, которое состоялось в Лондоне в мае этого года, и состоялось данное обсуждение. Тогда российская сторона аргументировано представила свои предложения о переносе сроков вступления в силу стандартов на более позднее время. И сейчас в поправках ИМО указано, что срок вступления в силу требований стандарта Уровня III по выбросам NOx в районах контроля выбросов перенесен на 2021 год.
По видимому, речь в данной публикации шла именно о вступлении новых ужесточающих требований в 2021 году в соответствие с актуальным сегодня текстом в поправках, распространенных ИМО.
- Почему Россия возражает против ускорения введения зоны NECA на Балтике?
- У нас сейчас одно основное возражение – в мире нет эффективных технологий для осуществления судоходства в новых условиях снижения выбросов NOx. Те немногочисленные технологии, которые предлагаются судоходному рынку, имеют существенные недостатки как с экологической точки зрения, так и с точки зрения окупаемости затрат на их внедрение.
Нужно время для доработки существующих технологий и для поиска новых технологических решений, нужно время для развития инфраструктуры бункеровки судов LNG.
Кроме того, мы уверены, что если и рассматривать возможность придания Балтийскому морю статуса NECA, то делать это нужно только одновременно с Северным морем. Такой подход даст несоизмеримо больший экологический эффект. По такому предложению мы имеем явных союзников - Латвию и Польшу.
Беседовала Надежда Малышева.