«Трансфенника»: третьим будет
До сегодняшнего дня порт Санкт-Петербург обслуживали две ролкерные линии. Первая линия Вествей Шиппинг Компании Лтд (дочка ОАО «Совкомфлот») соединяет Петербург с портом Киль в Германии. Второй ролкерной линией управляет японская группа компаний Kawasaki Kisen KaishaLimited (K – Line). Перевозки осуществляются по маршруту Петербург – Бременхафен (Германия). Грузовой паром типа ро-ро Volga Highway имеет возможность погрузки до 600 легковых автомобилей.
Со 2 октября к двум ролкерным линиям в Санкт-Петербург присоединилась «Трансфенника». В первый рейс «Каролин Русс» ушел 29 сентября из Любека. Официальной датой открытия линии считается сегодняшнее прибытие парома на терминал одной из крупнейших стивидорных компаний петербургского порта - ОАО «Петролеспорт». Однако и в «Петролеспорте», и в «Трансфеннике» отмечают, что «работа линии начинается не с нуля». «Трансфенника» уже оперирует на европейских рынках судов класса ро-ро по фиксированному расписанию между Бельгией, Эстонией, Германией, Польшей и Великобританией, пояснили в компании. Новым в ротации портов станет заход парома в Санкт-Петербург.
Как сообщил корреспонденту ИАА «ПортНьюс» региональный менеджер компании «Трансфенника» Денис Негодаев, грузоподъемность судна составляет 7 тыс. тонн или 1600 линейных метров. «Это значит, что мы можем брать на борт 104 трейлера, - сказал он.
В свою очередь, заместитель директора по производству ОАО «Петролеспорт» Евгений Башкиров сообщил, в первый рейс паром будет загружен примерно наполовину. «Думаю, мы сможем взять на борт 40 – 45 ролтрейлеров, а импорт может составить около 60 – 80 ролтрейлеров», - сказал он.
Автотерминалы для сервиса
По оценкам экспертов, на сегодняшний день вполне вероятна ситуация, когда спрос на ввоз иномарок будет опережать рост мощностей по перевалке автомобилей. По мнению Евгения Башкирова, преимущество западных портов заключатся в том, что они специализируются на обработке автомобилей. «Ро–ро грузы в основном складируются в один ярус, а для этого необходимо наличие площадей и специальной техники. У финских портов есть специализированные площадки для хранения автомобилей. А в нашей номенклатуре грузов автомобили составляют лишь небольшую долю, поскольку территория «Петролеспорта» не может позволить хранить легковые автомобили. Поэтому мы берем «нестандартную» колесную технику», говорит он.
В настоящее время в Петербурге и области рассматривается и реализуется четыре проекта по строительству морских автомобильных терминалов. Таможенный брокер «Российские транспортные линии» планирует открыть ро-ро терминал в бухте Вистино (Ленинградская область). Ориентировочная мощностью терминала - 250 тыс. машин в год. Южнее Вистино, в морском торговом порту «Усть-Луга», многофункциональный перегрузочный комплекс мощностью 1,8 млн. тонн в год строит ОАО «Компания «Усть-Луга». По заявлениям руководства компании, основную часть грузов на терминале скорее всего составят автомобили и колесная техника. Месяц назад в Усть-Луге был открыт автомобильно-железнодорожно паромный комплекс. Он так же претендует на часть автогрузов, идущих через регион. Группа компаний «Осло Марин» в порту Санкт-Петербург в районе Турухтанной гавани завершает строительство первой очереди многофункционального портового терминала «Онега». Выход проекта на полную мощность – 5 тыс. автомобилей в месяц, согласно официальным планам компании, состоится в 2007 году. На территории площадью более 2 гектаров «Осло Марин» предполагает создать открытую стоянку для автомобилей и таможенную зону.
Самый поздний из заявленных на Финском заливе российских проектов строительства ро-ро терминалов - проект автомобильного терминала компания Nissan. Также к 2007 году в Кронштадте Nissan планирует ввести в эксплуатацию автомобильный терминал по приему 40 000 машин в год.
Столь масштабные планы инвесторов по развитию стивидорного бизнеса, ориентированного на автомобильные перевозки, вполне объяснимы. Уже сейчас через порт Санкт-Петербург идет более 60% всей зарубежной автомобильной техники, продающейся на российском рынке. Однако большая часть этих машин – подержанные иномарки, либо колесная техника. Новые автомобили поступают в страну преимущественно через Финляндию – около 80% всех импортных новых машин. Объем продаж новых автомобилей зарубежного производства в России возрастет в этом году, по прогнозам экспертов, на 25% и составит почти 500 000 единиц. Поэтому можно предположить, что строящиеся и проектируемые в Санкт-Петербурге и Ленинградской области автомобильные терминалы будут востребованы, однако 100%-ой загрузки этих мощностей скорее всего добиться не удастся.
Чаусова Лариса