• 5 сентября 2013

    Вся власть - заказчикам

    Владимир Путин закрепил схему, в соответствии с которой вопросы развития гражданского судостроения частично выводятся из ОСК и Минпромторга. Деятельность последнего названа недостаточно эффективной, а проект комплекса «Звезда» передан консорциуму инвесторов из числа крупнейших потенциальных заказчиков его продукции.

    Гражданское - гражданам


    Немного ранее мы писали о том, что правительство поддержало инициативу заместителя председателя правительства Дмитрия Рогозина о наделении Морской коллегии дополнительными полномочиями в области гражданского судостроения >>>>

    На состоявшемся на днях совещании под председательством Владимира Путина тенденция увода части полномочий из Минпромторга и ОСК была окончательно закреплена. По мнению президента, Минпромторг действует в данной сфере «недостаточно эффективно», что привело к задержке в строительстве судостроительного комплекса на базе дальневосточного завода «Звезда». Дискуссия была вызвана докладом и. о. директора Дальневосточного центра судостроения и судоремонта «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) Владимира Цыбина, который сообщил, что задержки в реализации проекта строительства судостроительного комплекса на базе дальневосточного завода «Звезда» были связаны с отказом корейского инвестора от участия в проекте. Напомним, что ранее по той же причине ОСК отказалась от проектов «Восток Raffles» и «Звезда DSME», в которых предполагалось участие сингапурской и корейской компании соответственно. Судя по всему, такая же судьба постигла и скандальный проект строительства верфи на о. Котлин в Санкт-Петербурге («Новоадмиралтейские верфи»), под который также предполагалось привлекать иностранных инвесторов.

    По словам Владимира Путина, провал попыток привлечения иностранных партнеров к проектам российских верфей связан с тем, что Минпромторг не дал им понять, что без инвестиций в России получение заказов от российских компаний предприятиями соответствующих стран будет невозможным.

    «Дело не заказчиков, а дело правительства и, между прочим, вашего министерства наладить работу таким образом, чтобы скоординировать работу и наших заказчиков, и возможных иностранных партнеров при том понимании, что у них не будет заказов, если они не будут с нами кооперироваться и не будут вкладывать средства в развитие производства на российской территории, - сказал Путин, обращаясь к министру промышленности и торговли Денису Мантурову. - Мне кажется, что вы это делаете недостаточно эффективно и настойчиво, вот в чем все дело».

    В результате было поддержано предложение Дмитрия Рогозина о передаче проекта судостроительного комплекса «Звезда» консорциуму инвесторов из числа заказчиков судов. «Якорным» инвестором выступит «Роснефть», финансовым институтом – «Газпромбанк». При этом президент просил включить в число участников консорциума и ОСК.


    Со своей стороны, Денис Мантуров предложил передать указанному консорциуму и такие предприятия, как Амурский и Хабаровский судостроительные заводы, в настоящее время загруженные военными заказами. Однако глава «Роснефти» Игорь Сечин и Дмитрий Рогозин выступили против «обременения» консорциума. В итоге было принято решение оставить данные предприятия в ОСК, однако обеспечить их кооперацию со «Звездой» по мере исполнения ими оборонных заказов.

    Между тем, по словам Цыбина, проблемы при реализации проекта строительства верфи состоят в том, что правительство не утвердило концепт ее строительства, отсутствует директивный график реализации проекта и нет решения по финансовой модели проекта.

    При этом, по словам Дениса Мантурова, правительство и не должно утверждать данные вопросы.

    «Владимир Владимирович, это будет прецедент, - прокомментировал Мантуров, обращаясь к Владимиру Путину. - Правительство, конечно, не утверждает, но Владимир Николаевич (Цыбин - Ред.) просто хочет поднять уровень принятия данного решения. Конечно же, он утверждается советом директоров Объединенной судостроительной корпорации, которой правительство дает директивы. Поэтому, с точки зрения процедур, правительство дает только директиву, согласовывает, совету директоров принять такое решение. А принимается решение советом директоров ОСК».

    «Надо делать тогда, как заведено, а вы должны контролировать, что происходит», - резюмировал Путин.

    Кроме того, Владимир Цыбин рассказал об этапности и ходе реализации проекта. Так, по его словам, строительство верфи осуществляется тремя этапами. На сегодняшний реализуется первый этап, который включает в себя строительство блока корпуса обрабатывающих производств, строительство окрасочных камер и тяжелого достроечного стапеля. После введения в действие первой очереди предполагается строительство на тяжелом стапеле, сборка объемных секций для судов весом до 145 тыс. тонн. Строительство первой очереди верфи планируется завершить в конце 2015 года с введением в действие в I квартале 2016 года. Вторая очередь предполагает строительство сухого дока и цехов насыщения объемных секций для того, чтобы производить строительство крупнотоннажных судов водоизмещением до 300 тыс. тонн. Третья очередь строительства верфи предусматривает строительство в поселке Мысовом сухого дока и цехов насыщения для строительства офшорной продукции, офшорных добывающих платформ. При этом предполагается, что вторая и третья очереди будут строиться параллельно и строительство будет завершено в 2018 году.

    По словам Цыбина,  все эти сроки согласованы и синхронизированы с планами основных заказчиков: «Газпрома», «Роснефти», «Новатэка» и «Совкомфлота», таким образом, чтобы обеспечить строительство порядка 115 судов, предназначенных в основном для обслуживания шельфовых месторождений, а также транспортировки газа и нефти.

    «Досталось» от Путина и компаниям-заказчикам судов. «Российские заказчики должны иметь в виду, что при всех равных составляющих заказывать надо на отечественных верфях, а не обеспечивать рабочие места и налогооблагаемую базу за границей. Не забывайте, где вы работаете», - сказал Путин.

    Он также отметил, что российское судостроение традиционно имеет устойчивые позиции в сегменте ледового класса, класса «река–море». Отечественная продукция успешно соперничает с иностранными производителями в таких нишах, как производство буровых платформ, геолого-разведочные суда, суда, связанные со снабжением, отметил президент.

    Вместе с тем, он подчеркнул, что нужно широко внедрять серийные производства судов, что позволит сократить как сроки, так и стоимость производства, а также повысить качество послепродажной работы, ввести в строй оборудованные ремонтные доки, способные быстро и качественно производить ремонт и сервисное обслуживание сложной техники.

    Напомним, что Минпромторг поддержал предложение Союза «Национальная палата судоходства» об ускорении введения такой меры стимулирования спроса на судостроительную продукцию, как утилизационные фонды или гранты. Как доложил Мантуров в ходе совещания, в госпрограмме развития судостроения, которая была принята в конце 2012 года, предусмотрена мера по формированию утилизационных фондов по разным группам судов. В первую очередь это малые суда, рыбопромысловые, пассажирские и суда внутреннего плавания. «Они вступают в действия по утвержденной госпрограмме с 2021 года, но я думаю, если мы почувствуем такую необходимость при готовности наших заказчиков делать размещение заказов на российских верфях, мы договоримся о смещении влево этой меры господдержки», - сказал Мантуров. Данный вопрос в ходе совещания вопрос и возражений не встретил.

    Виталий Чернов.

     

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен