1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Железнодорожное торможение

15 августа 2013   00:00

Железнодорожное торможение

В последнее время «РЖД» атакуют со всех сторон. Минтранс недоволен торможением развития инфраструктуры на ближних подходах к Усть-Луге, а суд встал на сторону «Петротранс-Приморска» в споре о реконструкции ветки Выборг-Приморск-Ермилово. Между тем, в «РЖД» заявляют,  что работы по Усть-Луге идут по графику, а в споре «Петротранс-Приморском» железнодорожники правы.

В Усть-Луге все спокойно?


Как указано в опубликованной министерством транспорта России аналитической записке к отчету о ходе реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» за I полугодие 2013 года, в настоящий момент ОАО «РЖД», мотивируя отсутствием бюджетных средств, существенно сокращает объемы работы по развитию инфраструктуры на ближних подходах к порту Усть-Луга и строительству станции Усть-Лужского узла.

Так, в работах на ближайшие годы отсутствуют мероприятия по строительству станция Лужская-Генеральная, к которым запланировано примыкание железнодорожных путей вновь построенных терминалов. В частности, речь идет о проекте металлургического терминала.

Как, в свою очередь, прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в ОАО «РЖД», первый этап строительства станции Лужская-Генеральная, предполагающий строительство 3-х станционных путей, осуществляется по графику. Сдача объекта в эксплуатацию запланирована на 2015 год. В настоящее время ведутся проектные и задельные работы. Текущая провозная способность в порт составляет около 37 млн тонн грузов. После завершения строительства станции Лужская-Генеральная увеличение перерабатывающей способности будет зависеть от развития терминалов и ведущих к ним путей примыкания. Финансирование проекта осуществляется за счет средств ОАО «РЖД».

Отметим, что грузооборот порта Усть-Луга за 7 месяцев 2013 года превысил 34 млн тонн. Из них до 21 млн тонн перевезено железной дорогой. Получается, что «лимит» по железной дороге у порта близок к выработке и развиваться дальше, без расширения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, он не сможет.

А судьи кто?


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС) в конце июля 2013 года подтвердил законность решения и предписания управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (Ленинградское УФАС России) в отношении ОАО «РЖД», которое «навязывало» ООО «Петротранс - Приморск» «невыгодные» технические условия по развитию железнодорожных путей общего пользования. Речь шла о том, что «РЖД» потребовали от «Петротранс - Приморска» произвести работы по развитию инфраструктуры общего пользования в рамках подсоединения к участку Выборг-Приморск-Ермилово за свой счет, о чем мы более подробно писали ранее >>>>
 
Такие действия были расценены как нарушение ст.10 Федерального закона «О защите конкуренции» (злоупотребление доминирующим положением). Антимонопольная служба выдала предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и назначила штраф на сумму более 44,5 млн руб.

Железнодорожники не согласились с решением и предписанием антимонопольного органа и обратились в судебные инстанции. В конечном счете дело дошло до ВАС России, который отказал монополисту в удовлетворении заявленных требований.

«Мы очень довольны, что ВАС завершил спор «Петротранс - Приморск» и «РЖД» и наше решение устояло. Теперь железнодорожники просто обязаны выдать компании технические условия без обременений», - подчеркнул руководитель Ленинградского УФАС России Вадим Владимиров.

Тем не менее, как прокомментировали ИАА «ПортНьюс» в «РЖД», в компании уверены в правоте своего подхода.

«Хотелось бы напомнить, что тринадцатый арбитражный апелляционный суд 14 ноября 2012 г. выносил решение в пользу РЖД и признавал отсутствие нарушений в действиях компании ФЗ «О защите конкуренции» в связи с выдачей ООО «Петротранс-Приморск» технических условий на примыкание пути необщего пользования к железнодорожным путям общего пользования», - прокомментировали в компании.

Вопрос необходимости привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры общего пользования обусловлен текущей пропускной способностью железнодорожной сети на конкретном участке, - рассказали представители железной дороги. ООО «Петротранс - Приморск» заявляет о планах по перевозке по ветке 3,3 млн тонн грузов в год, что и вынуждает «РЖД» требовать от компании инвестировать собственные средства.

При этом в «РЖД» уверяют, что у них средств на развитие инфраструктуры с целью обеспечения возможности перевозки объема груза, указанного ООО «Петротранс-Приморск», попросту не было.

«Инвестиционная программа ОАО «РЖД» - ежегодно утверждается правительством РФ, - говорят в «РЖД». - В тот временной  период, который рассматривал Ленинградский УФАС (где по мнению УФАС допущены нарушения), инвестиционная программа ОАО «РЖД», одобренная правительством РФ, не предусматривала развития инфраструктуры на участке Выборг-Приморск-Ермилово. В данном случае все вопросы по инвестированию средств могут разрешаться в договорах, заключаемых между ОАО «РЖД» и организацией, желающей осуществить примыкание. ОАО «РЖД» считает, что если у фактически государственной компании отсутствуют средства на развитие участка инфраструктуры, то развитие этого участка с использованием частных инвестиций правомерно».

Как бы то ни было, ситуация, когда портовые мощности в своем развитии опережают темпы увеличения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, налицо. При этом приоритет государством в настоящее время отдается дальневосточному направлению, о чем в ходе Петербургского международного экономического форума-2013 говорил президент страны Владимир Путин. Это связано с тем, что российский сырьевой экспорт все более смещается в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, европейское направление стагнирует и не обещает динамичного роста. Более того, в европейской части России портовая инфраструктура и так развита неплохо. К примеру, никакой острой потребности в расширении порта Приморск за счет строительства там терминалов для различных видов грузов, в том числе бункеровочной инфраструктуры, к чему апеллировал инвестор, на наш взгляд, не существует.

Виталий Чернов.