• 23 июля 2013

    Альберт Выговский: «Утилизация старых судов напрямую влияет на уровень безопасности и качества российского судоходства»


    С момента выхода закона о поддержке российского судостроения и судоходства (305-ФЗ) прошло полтора года. За это время отечественные судовладельцы «примерили» на себе все преимущества нового законодательства и выявили на практике его недостатки. Так появилась инициатива Национальной палаты судоходства о введении в России федеральной программы предоставления судовладельцам утилизационного гранта. О том, как такая мера скажется на решении пароходства обновлять свой флот ИАА «ПортНьюс» рассказывает управляющий директор ОАО «Северо-Западное пароходство» (СЗП) Альберт Выговский.

    -  Альберт Николаевич, на ваш взгляд, заинтересована ли сегодня судоходная компания в государственной программе утилизации судов?
           
    - Северо-Западное пароходство принципиально заинтересовано в скорейшем рассмотрении  на уровне Правительства Российской Федерации предложений Союза «Национальная палата судоходства» (СНПС) по введению в России судового утилизационного гранта. В настоящее время предложение Палаты поддержано Минтрансом России и Минпромторгом, что позволяет надеяться на скорое появление необходимого правительственного документа. Принятие программы предоставления судового утилизационного гранта на правительственном уровне поможет при разработке судоходными компаниями собственных перспективных планов обновления флота.

    По предложению СНПС, размер судового утилизационного гранта должен составлять не менее 10% от стоимости нового судна. Судовладельцу будет выгодно сдавать судно в утилизацию, а не пытаться перепродать его на вторичном рынке.

    Когда в России заработает этот новый финансовый механизм, СЗП сможет откорректировать  программу обновления флота с учетом передачи судов на утилизацию и размещения  контрактов на строительство нового флота. Несомненно, заказы будут размещаться на российских верфях с привлечением финансирования в российских банках.

    ОАО «Северо-Западное пароходство» с 2004 года является членом Ассоциации судоходных компаний, преобразовнной в этом году в Национальную палату судоходства. Как один из крупнейших российских судовладельцев, СЗП готово поддержать эту важную и своевременную инициативу СНПС. Уверен, реализация данной инициативы будет иметь эффект  мультипликатора во всех отраслях,  смежных по структуре поставки и потребления   судоходству и судостроению.     

    - Почему для СЗП важно обновлять флот? Какие экономические стимулы ведут Вас к этому?

    Получение утилизационного гранта на выгодных условиях будет для судовладельца стимулом избавляться от старого флота, не соответствующего последним требованиям национального законодательства и международных конвенций по безопасности и экологии. В последние годы эксплуатация возрастных судов обходиться судоходным компаниям очень дорого.

    Например, сухогрузы «река-море» старого поколения, построенные в 80-х годах прошлого века, устарели не только физически, но и морально. Их скорость на 20% ниже скорости судов,  построенных в период 2003-2013 годов, а энергоёмкость на тонну перевезённого груза значительно выше. «Лёгкие» сорта топлива,  которые  применяются на флоте 80-х  годов постройки – это сухогрузы «Сормовские», «Сибирские» и «СТ» - на 30% дороже  «тяжелых» сортов топлива, на которых сегодня работают современные суда - «Балтийские»,  «Валдаи», «Русичи», а также самые новые теплоходы серий «Аметист» и «Нева-Лидер».

    Ремонт  судов старше 30 лет и ежегодное их освидетельствование в классификационных обществах в связи с их значительным износом становится невыгодным для любой судоходной компании.
     
    - Сколько судов находится в управлении СЗП сегодня и как часто они обновляются?

    В управлении компании находится свыше  100  грузовых  транспортных средств, включая 85 судов класса «река-море», 6 барж, 7 буксиров и 3 вспомогательных  судна. Ежегодный объем грузовых перевозок составляет более 6 млн. тонн.

    В пароходстве с 2009 года реализуется программа строительства нового флота.

    В рамках этой программы СЗП получило 10 новых сухогрузов проекта DCV36 серии «Аметист», построенных на верфи фирмы «Hyunday» в Китае в период с 2011 по 2013 годы. Наша компания удовлетворена выполнением данного контракта. Но, стоит признаться, что его  размещение на зарубежной верфи было связано с  коньюнктурой цен на мировом рынке судостроения и условиями кредитования. В 2008 году, когда прорабатывался проект строительства серии «Аметистов»,  ни один российский банк не мог предоставить нам кредит с приемлемыми для нас условиями. Однако уже в 2009 году, при проработке следующего контракта на строительство серии из десяти теплоходов проекта RSD49 на Невском судостроительно-судоремонтном заводе  в Шлиссельбурге, мы получили кредит в отечественном банке «Зенит». Сегодня 4 теплохода данного проекта серии «Нева-Лидер» находятся в эксплуатации. В текущем году будут введены в эксплуатацию ещё 3 теплохода. Суда, завершающие серию, пополнят флот СЗП в 2014 году.     

    С введением в эксплуатацию десяти судов серии «Аметист» дедвейтом  5 тыс. тонн и четырёх  судов серии «Нева-Лидер» дедвейтом  7 тыс. тонн общий дедвейт флота Северо-Западного пароходства увеличился  до 353 тыс. тонн, средний возраст снизился с 20  до 18 лет.  

    Введение в эксплуатацию за последние годы 14-ти новых судов позволило пароходству повысить эффективность использования своего флота и привлечь новые грузопотоки. С введением в эксплуатацию новых судов, объём грузов, перевезённых СЗП в 1 полугодии 2013 года, увеличился на 28% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

    Сегодня мы задумались над реализацией новых судостроительных проектов. Нам хотелось бы, чтоб они были реализованы на российских верфях, а для этого крайне важным является скорейший запуск программы судового утилизационного гранта.

    - Сколько судов были утилизированы или проданы пароходством за последнее время?


    - За прошедшие 10 лет в СЗП практически не было практики утилизации старого флота, за исключением  теплохода «СТК -1002», которое планируется на резку на металлолом в этом году. Пароходство, как добросовестный перевозчик,  не видело необходимости эксплуатировать судно 1982  года постройки, которое по причине возраста требовало больших затрат на судоремонт.

    Чаще всего, старые суда пароходства, которым для получения  новых документов на выход в загранрейс требуется значительный и дорогостоящий ремонт, продаются другим судоходным компаниям. В СЗП уже давно существует практика продажи судов, достигших 30-летнего возраста, на вторичном рынке в силу экономической нецелесообразности их ремонта. Продавать старое судно пока финансово более выгодно, чем  его утилизировать.

    С другой стороны,  продавая старый флот, мы имеем риск получения конкурента в лице нашего покупателя, который может использовать наше бывшее судно в той же грузовой нише. При этом не всех игроков рынка, предлагающих более низкие ставки,  можно назвать добросовестными  перевозчиками. Низкие ставки могут быть обеспечены лишь экономией на ремонте и на обеспечительных мероприятиях по обеспечению безопасности. Старое судно, требующее значительного ремонта, остается работать на российских реках или в наших морских бассейнах, ставя под угрозу безопасность судоходства в целом.

    Еще один аргумент не в пользу перепродажи старого флота - появляется «репутационный» риск для самой компании-продавца,  так как проданное судно еще несколько лет  ассоциируется  с бывшим судовладельцем.
    Уверен, что с вступлением в силу программы утилизации старых судов на выгодных для судовладельца условиях такая совокупность рисков будет исключена. Потому что вывести старое судно из эксплуатации, пустив его на металлолом, будет сопоставимо по цене с доходами от его продажи на вторичном рынке.

    Количество флота нашей компании за последние 5 лет снизилось. В 2008 году мы оперировали 119 судами, в 2009 году – 123 судами, в 2010 году – 110 судами,  в 2011 и в 2012 годах – 85 судами . Количество судов менялось с продажей старого флота и поступлением новых теплоходов. Всего в ОАО «СЗП», начиная с 1996 года, было реализовано около 150 единиц.

    В последние годы в пароходстве уменьшилось количество флота, но увеличился его общий дедвейт благодаря эксплуатации судов новых серий. Средний возраст наших судов в период с 2008 года по 2011 год составлял 20-21 год, сегодня он снизился до 18 лет.

    - Считаете ли Вы, что проблема утилизации судов и обновления флота сегодня актуальна для всей России?

    -Аналоги программы утилизации старого флота уже давно существуют в США и странах Западной Европы. Данная программа была бы очень актуальна и для России. Её реализация позволила бы избавиться от нескольких сотен старых судов,  не соответствующим международным нормам, что, несомненно, повысило бы  безопасность судоходства, качество обслуживания потребителей, конкурентоспособность отечественного поставщика транспортных услуг. Эта программа, наряду с другими мерами, рализуемыми Минтрансом России и судоходным сообществом, позволит поднять рейтинг нашей страны на рынке международного судоходства.

    С введением в России программы судового утилизационного гранта, значительно увеличится потребность судоходных компаний в обновлении флота, что потребует реновации существующих российских судостроительных предприятий и строительства новых отечественных верфей. Данная программа не только поднимет на новый уровень технологии судостроения,  но и обеспечит гарантированными заказами судостроительные предприятия, создаст новые рабочие места.

    Беседовала Софья Винарова.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен