В мире все более растет спрос на СПГ. Чтобы не упустить этот рынок, «Газпром» и «Роснефть» объявили о планах строительства терминалов СПГ на Балтике и Дальнем Востоке. Однако Россия может и не успеть выгодно зайти на этот рынок – к моменту завершения проектов большая часть объемов будет законтрактована.
Прыгнуть в уходящий танкер
Основной причиной роста спроса на сжиженный природный газ (СПГ) является увеличение объемов его производства, политика диверсификации поставок газа, экологичность природного газа как топлива, совершенствование технологий его сжижения и транспортировки. Для Европы это – вопрос энергетической безопасности и независимости. Для Азии – способ удовлетворения растущего спроса на голубое топливо. Для России, как экспортера природного газа – новые возможности и перспективы, диверсификация путей поставок, а также способ не отстать в конкурентной борьбе.
По прогнозам Энергетического центра московской школы управления «Сколково», к 2030 году мировой спрос на СПГ вырастет более чем в 2 раза, достигнув отметки порядка 500 млн тонн в год. Спрос на СПГ в Европе возрастет почти в 3 раза: с нынешних 47 млн тонн до 130 млн тонн в год. Развитые страны Азии (прежде всего Япония и Южная Корея) в этот период, как ожидается, увеличат потребление СПГ на 40%. Лидером роста станет Юго-Восточная Азия (относительно новый игрок на рынке СПГ) - Китай, Индия, Пакистан, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Таиланд. Их потребности в СПГ к 2030 году вырастут в 8 раз.
По оценкам совладельца «Новатэк» Геннадия Тимченко, объем спроса на СПГ только со стороны Китая к 2030 году может достичь 100 млн тонн. По мнению бизнесмена, России важно не упустить этот рынок, т. к. его могут занять игроки из других стран, например, Австралии. «Не важно, чей это будет газ - наш или «Газпрома», главное, чтобы он был российским», - сказал ранее Тимченко в интервью телекомпании «Россия 24».
В настоящее время основным производителем СПГ в мире является Катар, занимающий более трети мирового рынка производства сжиженного газа. За ним следуют Малайзия, Австралия, Нигерия, Индонезия, Тринидад и Тобаго и Алжир, а Россия пока занимает лишь 8 строчку в списке крупнейших экспортеров. Между тем, широкие планы наращивания производства СПГ имеются не только в упомянутой Тимченко Австралии, но также у США, Канады, стран Восточной Африки и др.
При этом, как отмечают эксперты, основные объемы СПГ на азиатском направлении уже законтрактованы, поэтому российским инвесторам придется поторопиться, чтобы успеть «прыгнуть в уходящий поезд».В настоящее время в России действует всего один экспортный терминал СПГ в рамках проекта «Сахалин-2» с ежегодной мощностью в 10 млн тонн, который и выводит нашу страну на 8 строчку рейтинга. В районе Санкт-Петербурга, правда, также работают три завода СПГ, но их объемы незначительны.
Ямал-СПГ
В настоящее время один российский проект находится в стадии реализации – это «Ямал СПГ», принадлежащий компании «Новатэк» с участием иностранных инвесторов – французской Total и китайской CNPC. По словам Геннадия Тимченко, первое судно с СПГ из порта Сабетта (через который будет вестись экспорт ямальского газа) отправится в I квартале 2017 года. Потенциальный объем экспорта СПГ через Сабетту составляет 16,5 млн тонн в год, на первом этапе он оценивается в 5-6 млн тонн в год. К дноуглубительным работам в порту Сабетта планируется приступить в конце июля 2013 года.
Печора-СПГ
Проект, близкий к началу реализации – «Печора СПГ». В 2012 году он прошёл прединвестиционные исследования. В рамках проекта предполагается размещение в Индиге плавучего завода по сжижению газа, к которому будет вести трубопровод с месторождений у Печоры длиной 300 км. По оценкам инвестора - группы компаний «АЛЛТЕК», ввести завод в эксплуатацию предполагается к концу 2018 года. Частные инвестиции на реализацию проекта, как рассказал в интервью ИАА «ПортНьюс» губернатор НАО Игорь Федоров, составят до $12 млрд.
Комплекс «Печора СПГ» обеспечит переработку 4 млрд. куб. м сухого газа в год и производство 2,6 млн тонн СПГ уже на первой фазе. Для производства СПГ будет использована технология сжижения APCI компании Air Products. В проект заложены возможности расширения завода по переработке газа до 8 млрд. куб. м. Рынком сбыта продукции определен Азиатско-Тихоокеанский регион.
Помимо рассмотрения традиционного способа строительства завода СПГ в береговой зоне, компания «Печора СПГ» прорабатывает возможность использования технологий плавучих заводов (FLNG), обеспечивающих добычу, переработку, сжижение, хранение и отгрузку с морской акватории. В Проекте «Печора СПГ» предполагается использование установки без элементов добычи и переработки – FLSO. При этом концепция разработки месторождений и транспортная схема не меняется.
Проекты «Газпрома»
Среди потенциальных проектов – строительство завода и экспортного терминала СПГ на побережье Финского залива. Инвестором выступает ОАО «Газпром». Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве при реализации проекта строительства прибрежного завода СПГ в Ленинградской области в присутствии президента РФ Владимира Путина в рамках Петербургского международного экономического форума-2013 подписали председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. Мощность предприятия должна составить до 10 млн тонн СПГ в год, что сделает его крупнейшим в регионе ЕСA. Как сообщил в ходе международного Форума Балтийского моря начальник департамента внешнеэкономической деятельности ОАО «Газпром» Павел Одеров, обоснование инвестиций в проект планируется подготовить до конца 2013 года, месторасположение морского терминала пока не определено. Часть СПГ может идти на бункеровку судов (т. к. Балтика в входит в зону особого контроля за содержанием серы в судовом топливе – ECA). Между тем, присутствовавший на данном форуме заместитель генерального директора «Приморского торгового порта» Олег Воденеев сообщил, что его компания ведет переговоры о возможности строительства подобного терминала в порту Приморск, в том числе с «Газпромом».
Еще один потенциальный проект «Газпрома» - «Владивосток СПГ» мощностью до 15 млн тонн в год в рамках трех линий по сжижению газа. Первую линии мощностью 5 млн тонн в год планируется ввести в 2018 году. При этом рассматривается возможность привлечения иностранного инвестора, которому может быть передано до 49% доли проекта при условии, что он обеспечит контракт на поставку не менее 6 млн тонн СПГ ежегодно. Завод предполагается разместить на полуострове Ломоносова (бухта Перевозная). Ресурсной базой для завода станет газ Сахалинского, а также Якутского и Иркутского центров газодобычи.
Об использовании СПГ в качестве бункерного топлива в зоне ECA Балтийского и Северного морей читайте в издании «Портовый сервис. Бункерный рынок».
Проект «Роснефти»
Планы по строительству завода и экспортного терминала СПГ имеются и у другой крупнейшей российской компании – «Роснефти». Так, между компанией и правительством Сахалинской области на днях была достигнута договоренность о содействии в предоставлении земельного участка под строительство завода. Документом определены две площадки под строительство завода - в районе села Ильинского и села Таранай. Также соглашение регламентирует предоставление компании «Роснефть» или ее дочернему обществу земельных участков под строительство линейных объектов, инженерной инфраструктуры, включая газопровод от мест добычи, в том числе по проекту «Сахалин-1», до завода. Предполагаемая мощность завода – 5 млн тонн, ожидаемый срок реализации – 2018 год.
Судоходный вопрос
Рост популярности СПГ в мире связан, во многом, с совершенствованием технологий строительства газовозов. Если раньше экономически целесообразной транспортировка СПГ представлялась на расстояния свыше 6 тыс. км, то сегодня – от 2,5 тыс. км. Для России особенно важно, чтобы на транспортировке СПГ зарабатывали именно отечественные компании. Тогда экспорт сжиженного газа даст российской экономике значительный мультипликативный эффект. И для этого имеются все предпосылки.
Так, компания «Газпром маркетинг и трейдинг» (ГМиТ), ФАУ «Российский морской регистр судоходства» (РС), ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) и ОАО «Сoвкомфлот» (СКФ) в рамках Петербургского международного экономического форума-2013 подписали ряд соглашений о резервировании слотов под строительство газовозов СПГ серии Gaz Ice и увеличении доли российского участия в их строительстве.
В период с 2017 по 2021 год для обеспечения морских перевозок СПГ с проектов группы «Газпром» - «Владивосток СПГ» и «Сахалин-2» предусматривается возможность строительства с участием судостроительного комплекса «Звезда» (Большой Камень, Приморский край) до 13 современных танкеров для перевозки СПГ в развитие серии «Великий Новгород». Техническое наблюдение за проектированием и строительством судов будет осуществлять Российский морской регистр судоходства.
В соответствии с соглашением, «Газпром маркетинг и трейдинг» предоставит Российскому морскому регистру судоходства приоритет при реализации проектов по производству и транспортировке СПГ. РС, в свою очередь, будет консультировать компанию по вопросам, связанным с проектированием, строительством, классификацией и сертификацией судов, в том числе для перевозки СПГ, а также проводить по запросу ГМиТ в приоритетном порядке экспертизу проектов судов, включая концептуальные проекты. Кроме того, стороны намерены сотрудничать в области повышения уровня образования российских моряков, а также внедрения инновационных технических решений в сфере судостроения и безопасности мореплавания.
Подписанные соглашение предусматривают поэтапную локализацию производства на мощностях ОСК и начало производства судов-газовозов СПГ на российских судостроительных предприятиях к 2018 году.
Ожидается, что первый газовоз российского производства может быть построен уже к 2020 году. Новые суда будут осуществлять доставку топлива с существующих и перспективных российских терминалов СПГ на Дальнем Востоке и в Арктическом регионе.
Кроме того, в рамках Петербургского международного экономического форума-2013 Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «НОВАТЭК» и ОАО «Совкомфлот» также подписали Меморандум о сотрудничестве. Стороны намерены сотрудничать по проекту «Ямал-СПГ» в части строительства судов - газовозов. Согласно Меморандуму Внешэкономбанк рассмотрит возможность финансирования строительства судов, а ОАО «Совкомфлот» подтверждает заинтересованность взять на себя оперирование ими в качестве бербоут-чартерного фрахтователя и/или технического менеджера.
Планируется, что танкеры будут строиться на одной из ведущих мировых верфей, выбранных по результатам тендера. В Меморандуме также обозначен ориентировочный график мероприятий с целью определения базовых условий для организации работ по строительству, поставке и эксплуатации танкеров.
Танкеры-газовозы грузовместимостью свыше 170 тыс. куб.м. специально разработаны для проекта «Ямал СПГ» и уникальны по своим техническим характеристикам. Высокий ледовый класс Arc7 обусловлен сложнейшими климатическими условиями Арктики. Для обеспечения бесперебойной работы на судах будет установлена дизель-электрическая пропульсивная установка, включающая в себя три азипода мощностью по 15 МВт каждый. Газовозов с аналогичной суммарной пропульсивной мощностью на данный момент в мире не существует.
Для обслуживания проекта «Печора СПГ», в свою очередь, планируется построить несколько танкеров-газовозов арктического класса с категорией ледового усиления Arc4 грузовместимостью 180 тыс. куб. м каждый. Договор на строительство танкеров заключен с ОАО «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта», входящий в состав ОСК.
«Мы готовы к программе строительства новых газовозов… можно сказать, что на данный момент на рынке газовозов мы занимаем лидирующие позиции в мире», - считает генеральный директор РС Михаил Айвазов.
Виталий Чернов.