• 16 июля 2013

    Из варяг в СНГ

    В последнее время много говорится о транзитном потенциале России, выгодно расположенной между двумя мировыми центрами торговли – европейским и азиатским. Для того, чтобы реализовать этот потенциал, предлагается создать инфраструктуру мультимодальных транспортных коридоров.

    Обладая выгодным географическим положением, Россия до сих не использует весь свой транзитный потенциал. Много говорится о таких мегапроектах, как транзитное судоходство по Северному морскому пути, «Транссиб за 7 суток», однако имеются и другие возможности. В первую очередь они появляются через интеграцию российских транспортных коридоров с европейскими и азиатскими, где основную роль будет играть автомобильный транспорт, действующий, где необходимо, в связке с водным и железнодорожным.


    При этом в настоящее время автотранспорт при перевозках на незначительные расстояния, практически, незаменим. Тем не менее, понятие «небольшое расстояние» также относительно, поскольку в развитых странах оно значительно больше, чем в России. Так, по мнению выступившего на Петербургском международном экономическом форуме-2013 генерального директора ОАО «Фосагро» Максима Волкова, если в Европе считается экономически обоснованной перевозка груза автотранспортом на расстояние до 500 км, то на Северо-Западе России - только до 150 км.  В России допустимая нагрузка на ось меньше, чем в Европе - соответственно, если в Европе везут 50 тонн, то в России - только 30 тонн, скорость движения также оставляет желать лучшего из-за низкого качества дорог.

    Указывают также на низкую плотность дорог, хотя, на наш взгляд, этот фактор не показателен, поскольку учитывает огромные незаселенные территории, где потребности в дорогах попросту нет и потому сравнивать плотность автодорог в маленькой по российским масштабам Бельгии с плотностью дорог в России будет некорректно.

    Как бы то ни было, высокая рентабельность транспортной отрасли является предпосылкой для привлечения инвестиций в эту сферу. Поэтому финансово-банковский совет СНГ (ФБС СНГ) и российские эксперты в области автологистики – специалисты логистического провайдера «РТЛ», разработали концепцию развития международных транспортных коридоров на базе создания сети грузовых автомобильных терминалов  в государствах СНГ.

    По мнению авторов проекта, для формирования транзитных коридоров через территорию России уже имеются все фундаментальные предпосылки – единое таможенное пространство России, Беларуси и Казахстана, а также востребованность евро-азиатских торговых маршрутов. Международные транспортные коридоры должны быть интегрированы с существующими панъевропейскими коридорами и использовать не только автомобильный, но и другие виды транспорта, быть связанными с соответствующими морскими портами.

    Авторами концепции определены четыре «коридора»: «Шелковый путь» Москва-Уфа-Астана – Бишкек –Урумчи     (5500 км.), «Басма путь» Москва-Ростов-на-Дону-Нальчик-Махачкала-Баку-Тегеран (2200 км.), «Восток» Москва-Красноярск-Чита-Харбин    (8000 км), «Хлопок» Москва-Самара-Оренбург-Ташкент (3500 км).

    Планируемая к созданию в рамках данных «коридоров» сеть грузовых автомобильных терминалов  может содержать  различные  виды  сервисов, функций обслуживания, представлять из себя простые или мультимодальные центры, включающие  железнодорожные, авиационные и морские-речные формы   транзита  и  транспортировки  грузов, с учетом  специфики экономической географии комплекса, объемов перевозок и  других  факторов. При этом необходимо учитывать возможность рассмотрения каждого  объекта сети в качестве отдельного инвестиционного проекта и соответствовать регламентам  прямых  вложений   инвестиционных фондов и институтов.   

    Новизной предлагаемого проекта является возможность логистического обеспечения, позволяющего реализовать организацию транспортного конвейера, основанного на перевозке грузов по эстафетной технологии (смена локомотивов или смена экипажей) базирующейся  на  практике  работы Росавтотранса.
     
    Другой существенной частью проекта является создание единого информационного центра, обслуживающего сеть терминалов, обеспечивающего продажи услуг по перевозке грузов, контроллинг движения грузов и документооборот.

    Уже собрано более 12 заявок от  субъектов хозяйственной деятельности-логистических комплексов на  территории  СНГ, готовых входить в сервисную систему обслуживания грузоперевозок. В их числе – порт Азов и терминал «Новая Гавань» в порту Усть-Луга.

    Если говорить в целом, то для эффективного использования транзитного потенциала России и стран СНГ необходима выработка квалифицированных решений по состоянию и развитию транспортной инфраструктуры стран  СНГ, включая международные транспортные коридоры, определению необходимых изменений национальных законодательств, согласование этих изменений с международной правовой базой, регулирующих работу международных транспортных коридоров. Нормативно-правовое, ресурсное и информационно-логистическое обеспечение создания международных транспортных коридоров (МТК) на пространстве стран СНГ  требует проработки и  является  предметом  серьезного внимания для  всей отрасли в целом.

    Софья Винарова.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен