РЖД, «ТрансКонтейнер» и ВСК объявили о запуске нового регулярного сервиса по отправке ускоренных контейнерных поездов – «Транссиб за семь суток». Между тем, участники логистического рынка считают, что широких перспектив у железнодорожного транзита с Дальнего Востока нет.
Море против суши
ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) совместно с ОАО «ТрансКонтейнер» (дочернее общество РЖД) и ООО «Восточная стивидорная компания» (ВСК, входит в группу Global Ports) объявили о запуске нового регулярного сервиса по отправке ускоренных контейнерных поездов – «Транссиб за семь суток». В настоящее время проект реализован на маршруте от станции Находка-Восточная Дальневосточной железной дороги до станции Москва-Товарная-Павелецкая Московской железной дороги.
Первый поезд длиной 71 условный вагон был погружен на терминале ВСК и отправлен со станции Находка-Восточная 1 мая 2013 года в направлении станции Москва-Товарная-Павелецкая, куда он прибыл 8 мая. Общее время следования контейнерного поезда составило 7 суток. Отправление второго поезда состоялось 8 мая. Ускоренные контейнерные поезда будут формироваться в Находке 2 раза в неделю - по средам и пятницам. Ближайшие отправки состоятся 15 и 17 мая. Ускоренный контейнерный поезд, отправленный со станции Находка-Восточная, находится в пути следования всего 7 дней, двигаясь до станции назначения без остановок, минуя сортировочные станции.
РЖД также разработаны графики движения опытных контейнерных поездов на направлениях Марцево – Находка-Восточная и Владивосток – Перово.
Между тем, опрошенные ИАА «ПортНьюс» представители участников контейнерного рынка полагают, что запуск подобных сервисов не повлияет на традиционные маршруты доставки контейнерных грузов морским путем.
Прежде всего, здесь играет роль стоимость доставки, которая, по словам экспертов, на морском транспорте более конкурентоспособна на таких расстояниях. Кроме того, порты Балтики расположены на маршруте, который обслуживается самым вместительным и самым дешевым на сегодняшний день по себестоимости контейнерной ячейки флотом, курсирующим между странами Юго-Восточной Азии и портами трансшипмента (Роттердам, Гамбург, Бремерхафен и пр.).
Перевозка же контейнера с импортным грузом, например, из Китая или Кореи, по железнодорожному маршруту Восточный-Транссиб-Москва, может быть экономически целесообразной для оператора сервиса только в случае наличии обратной загрузки. Между тем, на маршруте из Москвы на Дальний Восток в качестве обратной загрузки используется каботаж, так как основные экспортные производства расположены не в Москве, а на Северо-Западе или в Сибири. При этом морские линии, входящие в мировой топ-10, не предоставляют свои контейнеры для перевозок каботажа, так как их цель - это постоянный оборот контейнеров на морском маршруте, а не розыск их на складах небольших торговых фирм в дальневосточном регионе.
Таким образом, данный маршрут по конкурентоспособным ставкам может обслуживаться только контейнерами российских операторов, таких как FESCO и «Траснконтейнер», которые еще имеют и собственные железнодорожные платформы, а также скидки с тарифа РЖД, распространяющиеся на каботаж для Дальнего Востока.
Кроме того, как мы более подробно писали ранее >>>>, пропускная способность Транссиба в настоящее время не позволяет говорить о сколь-нибудь значимых объемах транзита.
В свою очередь, в качестве преимуществ проекта «Транссиб за 7 суток» заявляется стабильность тарифов, срок действия которых составляет не менее календарного года, с заблаговременным предоставлением информации об их изменении (за 60 дней до момента ввода в действие) и, разумеется, скорость доставки.
Как прокомментировала ИАА «ПортНьюс» руководитель департамента мультимодальных перевозок БМ-Логистикс Наталья Хан, главное преимущество Трансиба по сравнению с морским путем - это именно сроки доставки. «Сравните: маршрут через Санкт-Петербург, транзитное время до Москвы будет примерно 40-45 дней при отгрузках из Китая. А оттуда идут основные грузопотоки. Через Дальний Восток сейчас срок доставки примерно 20-25 дней до той же Москвы. Цена на перевозки через Дальний Восток выше, чем через Санкт-Петербург. Здесь клиент сам выбирает - что ему важнее - сроки или цена», - говорит Наталья Хан.
«Сокращение срока доставки по Транссибу до 7 дней – это, безусловно, интересно. Вопрос, как всегда, в цене», - резюмирует эксперт.
Подводя итог, можно сказать, что заявленный железнодорожный сервис в настоящее время может быть интересен лишь для отправки небольших срочных партий, но в целом не способен изменить рынок контейнерной логистики.
Виталий Чернов.