• 4 апреля 2013

    Не надо смешить контрабандистов!


    Нигерийский инцидент с судном Myre Seadiver в профессиональном морском сообществе получает однозначную оценку: моряки называют его провокацией и искренне возмущаются позицией местных властей, обвиняющих россиян в том, чего они не совершали.     

    Вот, к примеру, что написал нам моряк-ветеран, капитан дальнего плавания, а ныне первый заместитель капитана порта Азов Виктор Завозин:

    «Складывающаяся сегодня система защиты торговых судов в пиратоопасных водах уже показала свою эффективность. А потому особенно важно, чтобы и суда морской охраны  тоже имели достойную защиту со стороны международного морского права, IMO  и других международных и национальных морских организаций.

    Нужно закрепить, как норму ООН, что любое государство, препятствующее законной деятельности судов морской охраны, оказывает таким образом пособничество пиратам, что должно наказываться строгими международными санкциями, как и пособничество терроризму».

    В предложении капитана содержится очень продуктивная мысль. У нас нет уверенности, что возымеют действие увещевания нигерийских властей к соблюдению международных морских правил, но они безусловно должны понимать, какие экономические последствия может иметь бойкот нигерийских портов со стороны судовладельцев.

    О таких мерах никто ещё официально не заявлял, но как рассказал нам один из руководителей морской охранной компании Moran security group, некоторые из германских судовладельцев уже выражают вполне серьёзную озабоченность уровнем безопасности в территориальных водах Нигерии и её морских портах. Отмечаются и участившиеся отказы моряков наниматься на рейсы с грузами для Нигерии.

    Уже после истории с  Myre Seadiver там произошло около десятка новых неприятных инцидентов с иностранными судами и их экипажами.

    Продолжающийся разбой, прежде всего, свидетельствует о том, что военно-морские силы Федеративной Республики Нигерия плохо справляются с возложенными на них обязанностями по обеспечению безопасного судоходства в зоне своей ответственности. Более того, как в случае с Myre Seadiver, эти военно-морские силы и сами способны  на беззаконие в отношении иностранных судов.

    Если ВМС Нигерии и дальше намерены действовать или бездействовать в том же духе, то их территориальные воды и порты неизбежно обретут сначала плохую славу, а затем, возможно, и официальный статус зоны повышенных рисков. Результатом станет естественная защитная реакция со стороны морского бизнеса: повышение ставок фрахта, страховых ставок и так далее, что в результате может сделать морскую торговлю с Республикой Нигерия экономически непривлекательной со всеми вытекающими последствиями.

    Мы понимаем, что борьба с пиратством – дело непростое, и, тем более,  оно не принесёт желаемых результатов, если устраивать недружественные акции в отношении судов охраны, которые являются, по сути, прямыми союзниками ВМС Нигерии в борьбе с морским разбоем.

    Мы искренне надеемся, что в ходе очередного судебного заседания, которое скоро ожидается, с российских моряков будут сняты абсурдные обвинения в контрабанде оружия, и они смогут вернуться домой, где большинство из них ждут дети.

    Для любого, даже юридически непросвещённого человека абсурдность предъявленных обвинений очевидна – нужно просто оценить гипотетическую прибыль от продажи 14 автоматов Калашникова и 20 полуавтоматических карабинов Benelli. А если эту «прибыль» ещё и разделить на количество задержанных моряков, то даже самый безграмотный контрабандист будет долго смеяться: у настоящих контрабандистов и торговцев  оружием за такую норму прибыли никто и пальцем не шевельнёт.

    Под очень большим сомнением находятся и политические дивиденды, которые рассчитывали получить у себя на родине авторы провокации с «Myre Seadiver». Во всяком случае, адмирал ВМС Нигерии, отдавший приказ задержать судно, ещё в январе уволен со своей должности. Сейчас он возглавляет Национальный институт стратегических исследований в Куру. Может быть, у него найдется время, чтобы проанализировать и стратегические последствия своего приказа? Если, конечно, в основе того приказа лежала некая стратегия, а не банальные коррупционные соображения…

    Владимир Домнышев, и.о. председателя правления Фонда «Транспортная безопасность».

    Ссылка по теме:

    ИАА «ПортНьюс» публикует документы, подтверждающие невиновность моряков Myre Seadiver, обвиняемых в Нигерии
    >>>>

     

     

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен