• 29 марта 2013

    Ледяная Россия

    Уникальность портовой отрасли России заключается в том, что большинство портов страны являются замерзающими, что делает необходимым содержание значительного ледокольного и вспомогательного флота. Флот дизель-электрических ледоколов консолидирован государственным предприятием «Росморпорт» - эти суда и обеспечивают бесперебойную навигацию в зимнее время в российских морских портах. Информация об их работе была представлена на международной выставке «CITL - логистические решения» в Париже.

    В последние несколько лет «Росморпортом» проводилась значимая и финансово затратная работа по ремонту и восстановлению эксплуатационных характеристик большого количества судов (более двухсот), принятых на баланс  предприятия, в том числе ледоколов. Так, в 2004 году ФГУП «Росморпорт» заключен договор аренды с последующим выкупом у судовладельцев дизельных ледоколов «Тор», «Кару», «Юрий Лисянский».     Благодаря этому и другим шагам, выполненным нашим предприятием для консолидации дизельных ледоколов в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт», начиная с зимней навигации 2005 года ФГУП «Росморпорт» обеспечил систематические ледокольные проводки в морских портах Финского залива в  периоды зимней навигации.

    В том же году руководством ФГУП «Росморпорт» было принято решение о проектировании и строительстве за счёт собственных средств предприятия новых линейных дизельных ледоколов для Балтики мощностью 16 МВт (проект 21900). ФГУП «Росморпорт» на первоначальном этапе реализации такого масштабного проекта выделил на эти цели финансовые средства в сумме 1,4 млрд руб. В дальнейшем (с конца 2005 года) финансирование осуществлялось за счёт средств федерального бюджета. Строительство и ввод в эксплуатацию линейных дизельных ледоколов «Москва» и «Санкт-Петербург» были успешно обеспечены в 2008 и 2009 г.г. соответственно.

    В 2008 году приняты и введены в эксплуатацию линейные ледоколы «Капитан Николаев» и «Капитан Драницын» (порт приписки – Мурманск). В 2008-2012 г.г. ледокол «Капитан Драницын» успешно выполнил рейсы в целях обеспечения ряда научных экспедиций в Арктике.

    В 2011 году ФГУП «Росморпорт» за счёт собственных средств заключил контракт на разработку Технического проекта нового линейного дизель-электрического ледокола  проекта 21900М мощностью 17,4 МВт.     

    Всего в настоящее время в ведении «Росморпорта» находится 29 дизель-электрических ледоколов (не считая арендуемых в Ванино и Магадане на Дальнем Востоке). Они обеспечивают ледокольные проводки в зимнюю навигацию во всех портах, где она требуется.

    Перед каждой зимней навигацией утверждается план расстановки ледоколов. В связи с тем, что наибольшему замерзанию подвергается Финский залив, вдоль которого расположены стратегически важные порты России, такие как Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга и Высоцк, то наиболее мощные ледоколы работают именно здесь. Для их поддержки также иногда привлекается атомный ледокол из Мурманска. В зимнюю навигацию 2012-13 годов в Финском заливе работали 14 ледоколов «Росморпорта» и 1 атомный (фрахтуется «Росморпортом»).

    Кроме того, зимы последних двух лет показали, что серьезному замерзанию подвергается и Азовское море на юге России. Здесь также работают ледоколы и ледокольные буксиры «Росморпорта».

    Хотя и в меньшей степени, но ледокольное обеспечение требуется также в Каспийском море, где навигация обеспечивается четырьмя ледоколами.

    В Дальневосточном бассейне работают ледоколы и ледокольные буксиры разных судовладельцев  по договорам с ФГУП «Росморпорт»: ледоколы ДВМП «Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников» (эпизодические проводки судов к порту Ванино), ледокол «Магадан» (проводка в порт Магадан), а также буксиры ЗАО «Дальтрансуголь» (Ванино, бухта Мучке) и буксиры ОАО «ВМТП» (Ванино, бухта Мучке).

    Вместе с тем, практика  показала, что существующей ледокольной группировки уже недостаточно и необходимо ее наращивание. В связи с этим государством было принято решение о строительстве новых мощных ледоколов. Так, ФГУП «Росморпорт», при поддержке Росморречфлота и Минтранса России, 2 декабря 2011 года были подписаны четыре государственных контракта на проектирование и строительство линейных дизель-электрических ледоколов мощностью 25 МВт (одно судно) и 16 МВт (три судна). Общее финансирование строительства составляет 20,2215 млрд руб. Все линейные ледоколы должны быть сданы заказчику в 2015 году. К их строительству уже приступили предприятия государственной «Объединенной судостроительной корпорации».

    Надежда Малышева, Виталий Чернов



Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен