• 26 марта 2013

    О безопасности искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе


    ИАА «ПортНьюс» публикует статью директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Константина Пальникова, посвященную вопросам  обеспечения безопасности искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации.

    Широкомасштабное освоение месторождений континентального шельфа  является одним из важнейших приоритетов государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, социально-экономического и научно-промышленного развития Российской Федерации, определено Указом Президента Российской Федерации от 27 июля 2001 года «Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации на период до 2020 года» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010  № 2205-р «Об утверждении Стратегии развития морской деятельности в Российской Федерации до 2030 года».

    Существующие проекты освоения континентального шельфа Российской Федерации предусматривают размещение установок далее 12 морских миль от берега, т.е., за пределами территориального моря Российской Федерации (территории Российской Федерации).

    В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (далее – Конвенция ООН) континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. При этом права прибрежного государства на континентальный шельф (пункт 1 статьи 78 Конвенции ООН) не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами. Следовательно, правовой статус покрывающих континентальный шельф вод регулируется нормами, относящимися к исключительной экономической зоне. Права и юрисдикция в исключительной экономической зоне прибрежного государства не являются исключительными, как например, в территориальном море.

    Следовательно, при реализации своих прав на континентальном шельфе Российская Федерация должна учитывать права и свободы других государств, которые регулируются соответствующими положениями Конвенции ООН.

    Анализ норм международных соглашений показывает, что специального международного соглашения, регламентирующего вопросы создания и эксплуатации шельфовых установок и сооружений, в настоящее время не существует. Однако следует отметить, что согласно положениям Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. искусственные острова, установки и сооружения не обладают статусом острова, они не имеют своего территориального моря, а их наличие не влияет на определение границ территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

    Вместе с тем, в соответствии со статьей 60 Конвенции ООН прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, установок и сооружений для целей, предусмотренных в статье 56 Конвенции ООН, и для других экономических целей, а также установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне.

    При этом прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности. В том числе имеет право устанавливать вокруг искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе разумные зоны безопасности, в которых оно может принимать надлежащие меры для обеспечения безопасности как судоходства, так    и искусственных островов, установок и сооружений.

    Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (статья 16) вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 метров от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений.

    Вопросы безопасности мореплавания регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации:

    Международной конвенцией о грузовой марке 1966 года;
    Международной конвенцией по предотвращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененной  Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78);
    Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (СОЛАС-74);
    Конвенцией о Международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 года;
    Международной конвенцией по поиску и спасанию 1979 года (Конвенция САР-79);
    Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несения вахты 1978 года с поправками (Конвенция ПДНВ).

    Перечисленные конвенции разрабатываются и поддерживаются в современном состоянии Международной морской организации (ИМО).

    Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что требования и нормы в вопросах транспортной безопасности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Минтрансом России), по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации (ФСБ России), федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (МВД России).

    Поскольку, учитывая удаленное расположение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, МВД России не обладает необходимыми ресурсами для обеспечения безопасности таких искусственных островов, установок или сооружений, для обеспечения их безопасности должны привлекаться соответствующие ресурсы Минобороны России (ВМФ).

    С целью практической реализации положений федеральных законов, касающихся транспортной безопасности и зон безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений, Минтрансом России подготовлен, и Президентом Российской Федерации подписан 14 января 2013 г. Указ Президента Российской Федерации № 23 «Об определении федеральных органов исполнительной власти, ответственных за установление в зонах безопасности, созданных вокруг искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, надлежащих мер по обеспечению безопасности судоходства, а также безопасности таких искусственных островов, установок и сооружений».

    Указом предусмотрено отнесение вопросов безопасности судоходства с учетом необходимости нормативного правового регулирования мер в отношении безопасности судоходства в зонах безопасности, созданных вокруг искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, к компетенции Минтранса России.

    Таким образом, вопросы, относящиеся к безопасности, включая возможные террористические и подобные угрозы, в отношении искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации Указом президента Российской Федерации отнесены к компетенции Минтранса России совместно с ФСБ России и Минобороны России.

    Наделение федеральных органов исполнительной власти компетенцией  в части установления необходимых мер по обеспечению безопасности судоходства  в зонах безопасности, созданных вокруг искусственных островов, установок         и сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, а также безопасности таких искусственных островов, установок и сооружений позволяет создать эффективный правовой механизм по обеспечению защиты перечисленных объектов от имеющихся угроз, создает условия реализации государственные задачи по обеспечению личной безопасности граждан.

    Директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта  К. Г. Пальников.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен