А что в сумме?
Группа «Сумма» утрачивает позиции в противостоянии с «Транснефтью» и «РЖД». Первой удалось добиться смены председателя совета директоров в НМТП, а второй - отмены в арбитраже решения УФАС по вопросу строительства железнодорожной ветки к станции Ермилово в Ленобласти. На этом фоне менеджмент НМТП заявляет о новых стивидорных проектах, перспективы ряда из них выглядят сомнительными.
В Новороссийск не покатят
В период публичного спора «Суммы» со вторым акционером группы «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) – компанией «Транснефть», требовавшей смены менеджмента НМТП, со стороны руководства портовой группы было объявлено о широких планах развития стивидорной деятельности.
Так, журналистами было процитировано заявление заместителя генерального директора по коммерции НМТП Руслана Никитина о намерении группы приступить в 2013 году к перевалке автомобилей с перспективным объемом до 250 тыс. автомобилей в год.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» генеральный директор ведущей российской логистической компании в сфере перевозок автомобилей «РТЛ» Константин Сковорода, «направление достаточно интересное, однако сам порт Новороссийск неудобен для этого вида груза». С данным комментарием более подробно можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Как сообщила ИАА «ПортНьюс» руководитель департамента мультимодальных перевозок «БМ Логистикс» Наталья Хан, уже начались перевозки микроавтобусов Пежо и Ситроен из Турции через Новороссийск. Существующая площадка принимает около 400 автомобилей в месяц, то есть в год это порядка 5000 автомобилей. Однако, как полагает Наталья Хан, для того, чтобы планы Группы НМТП стали реальностью, должна быть проведена огромная работа. В первую очередь нужно, чтобы в Новороссийске появился акцизный таможенный пост, так как сейчас новороссийская таможня не выписывает паспорта транспортных средств юридическим лицам. «Если это задел на будущее, то не на ближайшее», - считает эксперт.
Кроме того, НМТП объявил о планах «Объединенной зерновой компании» (ОЗК, 50% минус 1 акция принадлежит группе «Сумма», остальной пакет – государству) построить на площадке НМТП терминал по перевалке растительных масел мощностью до 2 млн тонн в год (импорт/экспорт). Общий объем инвестиций в проект оценивается примерно в 1,5 млрд руб. ОЗК сможет начать строительство терминала в 2014 году, ввод в эксплуатацию намечен на 2015-2016 год. Данный проект выглядит более реалистичным, чем автомобильный, так как связан с производством (ОЗК), совладельцем которого, к тому же, является сама группа «Сумма». Отметим в этой связи, что в черноморском регионе имеются и другие терминалы по перевалке масел. В частности, в порту Тамань (существующий грузовой район) уже действует терминал по перевалке зерна и масел, приобретенный в октябре 2012 года совместным предприятием Kernel и Glencore.
Как бы то ни было, дальнейшее развитие порта Новороссийск ограничено территорией, интересами города и пропускной способностью подходов к порту. При этом, помимо НМТП, на создание здесь нового терминала претендует (по данными СМИ) ООО «Нефтегазиндустрия», которое намерено построить в Новороссийске нефтепродуктовый терминал мощностью до 11 млн тонн в год. Это еще более усложняет ситуацию, т. к. порт далеко не «резиновый».
Ввиду ограниченности возможностей по развитию порта Новороссийск, правительство России и администрация Краснодарского края в Южном бассейне в плане расширения стивидорных мощностей делают ставку на порт Тамань, где планируется построить новый сухогрузный район мощностью порядка 94 млн тонн в год.
Железные аргументы РЖД
В Балтийском бассейне, где НМТП владеет «Приморским торговым портом», еще ранее заявлялись планы по диверсификации стивидорной деятельности за счет строительства в Приморске терминалов для перевалки различных сухогрузов, объем перевалки которых, как заявляли представители портовой группы, может достичь 30 млн тонн в год.
Однако эти планы, во-первых, находятся в зависимости от железнодорожной инфраструктуры (строительства веток Лосево-Каменногорск и Приморск-Ермилово), во-вторых, потенциальным терминалам в Приморске придется конкурировать с уже налаженными маршрутами поставок через мощности Большого порта Санкт-Петербург, соседнего Высоцка, а также Усть-Луги.
Что касается попыток НМТП побудить ОАО «РЖД» построить ветку Приморск-Ермилово на выгодных портовой группе условиях, то осенью 2012 года Тринадцатый Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействительными решение управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области и соответствующее предписание, вынесенные по делу о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «РЖД» по данному делу. В настоящее время дело находится на рассмотрении в кассационной инстанции.
Как ранее ИАА «ПортНьюс» заявил заместитель начальника филиала РЖД – «Октябрьской железной дороги» (ОЖД) Андрей Панков, железная дорога и так взяла на себя обязательство строительства ветки Лосево-Каменногорск, что обеспечит значительное увеличение пропускной способности железнодорожной инфраструктуры для портов Приморск, Выборг и Высоцк, а строительство ветки Приморск-Ермилово может быть осуществлено лишь на условиях долевого участия с заинтересованным инвестором.
Это означает, что при реализации планов строительства сухогрузных терминалов в Приморске НМТП придется инвестировать большой объем средств, что делает эти проекты, по нашему мнению, слишком рискованными с точки зрения окупаемости.
Угольные страсти
На Дальнем Востоке России развернулась настоящая «битва титанов» за площадки, пригодные к строительству угольных терминалов. Уголь является одним из основных экспортных грузов России, а спрос на него со стороны стран азиатско-тихоокеанского региона высок. Поэтому практически все крупные грузоотправители стремятся реализовать здесь проекты создания собственных перегрузочных мощностей и расширения существующих. Тем не менее, относительно мелкие грузоотправители также заинтересованы в существовании независимых от угольных компаний портов на Дальнем Востоке, в связи с чем, на уровне правительства России заявлялось о необходимости строительства здесь независимого терминала (с равным доступом для небольших грузовладельцев). На этот проект претендует группа «Сумма». Однако здесь она сталкивается с конкуренцией за свободные площадки со стороны угольных компаний, и других инвесторов.
Кроме того, в Приморье группа вновь вынуждена вести диалог с тем же ОАО «РЖД» за право получить дополнительные объемы пропускной способности к интересующим группу портам.
Не стоит забывать и об отсутствии опыта у предприятий группы «Сумма» строить и управлять угольными терминалами, а также собственной грузовой базы. Впрочем «Сумма», вероятно, рассчитывает на административный ресурс своих учредителей (лоббистские возможности которых, судя по ситуациям с «Транснефтью» и «РЖД», в последнее время ослабли), на быструю обучаемость менеджеров среднего звена в группе и на собственный PR.
Виталий Чернов.