Большие заботы о малых судах
Российский морской регистр судоходства (РС) и Российский речной регистр (РРР) провели совместный семинар «Новые требования законодательства Российской Федерации к маломерным судам, их классификации и регистрации».
Из инспекции в администрацию
В семинаре приняли участие заместитель министра транспорта России Виктор Олерский и руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.
Федеральным законом от 24.04.2012 № 36-ФЗ были внесены поправки в Кодекс торгового мореплавания РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ в части требований к государственной регистрации, классификации и освидетельствованию маломерных судов.
В соответствии с новыми требованиями, суда, подпадающие под определение маломерных, занимающиеся коммерческой деятельностью на внутренних водных путях и в море должны пройти регистрацию в администрациях речных бассейнов и морских портов соответственно.
По словам выступившего в ходе семинара заместителя директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Виталия Клюева, процесс легализации таких судов по новым правилам можно разделить на три этапа. Во-первых, судну необходимо пройти идентификацию в РС или РРР, которая подразумевает фиксирование факта существования судна и того, что оно подпадает под определение маломерного. Если судно ранее было зарегистрировано в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), то выданный ГИМС судовой билет уже подтверждает классификацию судна как маломерного и дополнительного обращения в РС или РРР не требуется.
Далее необходимо зарегистрировать судно в администрации речного бассейна или морского порта, для чего само судно предъявлять не нужно – достаточно предоставить документы на него. «Для судов, ранее зарегистрированных в Государственной инспекции по маломерным судам, никаких сложностей при регистрации в администрациях речных бассейнов и морских портов не будет, достаточно предъявить судовой билет и документ, подтверждающий прекращение регистрации в ГИМС», - заверил Виталий Клюев.
Более того, техническое состояние судна при регистрации значения не имеет, так как она подразумевает лишь фиксирование права собственности (соотнесение судна с конкретным судовладельцем) и регистрацию объекта как такового. При этом, по словам Виктора Олерского, имеет смысл проработать механизм удаленного предоставления необходимых документов, например, с использованием факса. Судовой билет заполняется по новой форме – в настоящее время его бланки рассылаются по администрациям бассейнов и портов, им также рекомендовано самостоятельно обращаться в местные типографии для печати новых бланков.
На третьем этапе необходимо пройти освидетельствование судна в РС или РРР на предмет годности к плаванию. Это, пожалуй, самый трудоемкий и дорогостоящий этап, поскольку требует предоставления судна к осмотру и работу инспектора. Если судно работает только на внутренних водных путях, то его освидетельствованием занимается РРР. Если оно выходит в море не далее 12 миль – то РРР и РС по выбору судовладельца. Если далее 12 миль – то РС. Инспекторы регистров при освидетельствовании маломерных судов проверяют их соответствие требованиям непотопляемости, остойчивости и снабжения средствами обеспечения безопасности. На практике освидетельствование может привести к ряду сложностей. Работа инспектора стоит денег, к тому же ему нужно добраться до места базирования судна. А, к примеру, на Камчатке существует 17 мест базирования судов, до которых можно добраться только вертолетом. Таким образом, освидетельствование может стать «золотым». Чтобы предотвратить это, Виктор Олерский предложил осуществлять осмотр инспектором сразу нескольких судов за одну поездку. «Нужно оптимизировать процесс, проводить освидетельствование сразу нескольких судов», - сказал в ходе совещания заместитель министра. В настоящее время РС подготовлено Временное руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов под флагом РФ, ведется работа над постоянным документом.
Сложные вопросы
В ходе семинара были даны ответы на ряд вопросов, возникающих в связи с новыми правилами регистрации маломерных судов. Один из них – что делать с судами, которые работают только на акваториях рек и водоемов, не входящих в утвержденный правительством РФ Перечень внутренних водных путей? По словам Виталия Клюева, такие суда должны по-прежнему регистрироваться и освидетельствоваться в ГИМС в силу действующего положения о ГИМС. Присутствовавший на семинаре представитель ГИМС заявил о готовности инспекции работать с таким флотом.
Второй вопрос – каким образом определяется, используется судно в коммерческих целях или же нет? Как пояснил Виталий Клюев, в данном вопросе будет применяться заявительный порядок – судовладелец сам указывает, каким образом он будет использовать судно. А нарушениями в этой части будет заниматься уже налоговая инспекция и прокуратура, иные контролирующие органы.
Также прозвучал вопрос об обязательности установки систем ГЛОНАСС на маломерные суда. Представитель Минтранса указал, что такого требования в законодательстве нет.
В целях определения ограничений по району плавания для каждого судна необходимо определить высоту надводного борта. Эта высота определяется либо по конструкторской документации, либо экспериментально на плаву. Поскольку многие суда находятся на берегу, а построечная или иная документация на судно в большинстве случаев отсутствует, то определить высоту надводного борта, и соответственно ограничения по погоде и районам плавания невозможно. РРР и РС рекомендовано принимать эти данные из судовых билетов, выданных ГИМС, а при отсутствии судовых билетов – экспериментальным путем после спуска судна на воду.
По данным министерства транспорта, в настоящее время в России насчитывается порядка 20 тыс. маломерных судов, используемых для целей рыболовства.
С видеозаписью семинара можно ознакомиться по ссылке >>>>
Виталий Чернов.