Добрая надежда на Суэцкий канал
Власти охваченного волнениями Египта приняли решение о повышении сборов за прохождение Суэцкого канала. Реакция судоходного сообщества оказалась противоречивой – одни заявили о возможной переориентации судов на маршрут через Мыс Доброй Надежды, другие полагают, что альтернативы каналу все равно нет. Россия может извлечь выгоду из ситуации, если создаст экономически привлекательные условия прохождения по Севморпути.
Мечта Колумба
В свое время Христофор Колумб в поисках пути из Европы в Индию вокруг Африки «попутно» открыл Америку. Современные судовладельцы вновь задались старым вопросом. Дело в том, что египетские власти намерены увеличить пошлину за прохождение по Суэцкому каналу на 2,5-5% с 1 мая 2013 года в зависимости от типа судна и его тоннажа. Так, на 5% будет повышена пошлина для танкеров, транспортирующих сырую нефть, нефтепродукты и природный газ. На 2,5% увеличатся сборы за проход по каналу судов с автомобилями на борту, для остальных грузовых судов сборы вырастут на 3%.
Международная палата судоходства ICS достаточно резко отреагировала на данное повышение. Так, генеральный секретарь ICS Питер Хинчлиф выразил общее недовольство тем, что администрация Суэцкого канала не поставила в известность общественность о своем решении. Крупнейшие судовые операторы, по его словам, и без того переживают не самые лучшие времена. Для многих компаний такой шаг со стороны Египта будет означать только одно – отказ от данного маршрута, уверен представитель ICS. В качестве альтернативы предложено рассматривать маршрут через Мыс Доброй Надежды, огибающий большую часть Африки.
Между тем, по мнению опрошенных ИАА «ПортНьюс» судовладельцев, чьи суда проходят через Суэцкий канал, объявленное повышение сборов не приведет к переориентации судов на другие маршруты. В качестве аргументов они приводят тот факт, что рост тарифов на 2,5-5% все равно ниже уровня инфляции, а маршрут в обход Африки через Мыс Доброй Надежды почти в два раза длиннее – сэкономить все равно не получится, к тому же увеличится время транспортировки.
Так, как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» заместитель начальника управления эксплуатации флота по газовому флоту ОАО «Совкомфлот» Дмитрий Русанов, если говорить о потенциальной транспортировке российского сжиженного природного газа (СПГ) с Ямала в Индию, то никаких других вариантов, кроме как идти через Суэцкий канал, попросту нет. «Для газа с Ямала нет альтернативного варианта транспортировки. Перевозки вокруг мыса Доброй Надежды удлиняют путь и еще больше увеличивают транспортные расходы. Политическая нестабильность в Египте носит все-таки временный характер, я надеюсь, и пока не отразилась на работе Суэцкого канала – существенного источника доходов экономики страны», - пояснил свое мнение представитель «Совкомфлота».
Еще один аргумент против Суэцкого канала заключается в наличии пиратской угрозы в Аденском проливе. Однако, по данным Центра судоходства НАТО, за 2012 год количество нападений пиратов на суда в этом регионе снизилось на 80%. Это связано с постоянным патрулированием района военными кораблями целого ряда стран, а также размещением вооруженной охраны на торговых судах и разработке других методов защиты от захвата. Зато случаи нападения на суда вдоль побережья других африканских регионов, например у Нигерии, напротив, участились. А ведь именно там пролегает маршрут через Мыс Доброй Надежды.
Арктика вместо Африки?
Как бы то ни было, но в условиях тяжелой для судовладельцев ситуации на мировом рынке фрахта любое повышение расходов чувствительно. Поэтому Россия могла бы попытаться использовать данную ситуацию для привлечения дополнительных транзитных судопроходов по Севморпути. В России уже вступил в силу федеральный закон № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути». Как ранее сообщил ИАА «ПортНьюс» источник в министерстве транспорта России, проект распоряжения правительства Российской Федерации о создании администрации Севморпути направлен в правительство. Его подписание ожидается в ближайшее время, что даст юридическую основу для создания администрации Севморпути в форме федерального казенного учреждения.
Принципиальным вопросом, который повлияет на привлекательность арктического маршрута, станет размер тарифов на ледокольные проводки и принципы их применения. Как ранее в ходе конференции «Перспективы обеспечения бесшовной логистики экспортных поставок российского угля», организованной ИАА «ПортНьюс», сообщил заместитель руководителя Росморречфлота Константин Стасюк, тарифы за ледокольные услуги будут регулироваться государством путем установки предельного размера тарифа, что позволит оператору атомных ледоколов - ФГУП «Атомфлот», гибко реагировать на конъюнктуру рынка.
Кроме того, ранее генеральный директор ФГУП «Атомфлот» (в чьем ведении находятся атомные ледоколы) Вячеслав Рукша высказывал мнение, что по Севморпути стоит разрешить проходить судам с классом ледового усиления Ice3 (в настоящее время по трассам пути разрешено движение судов с ледовым классом не менее Arc4). Суда с классом Ice3, по оценке руководителя «Атомфлота», могли бы ходить по Севморпути под проводкой ледокола с июля по конец ноября.
По крайней мере по расстоянию, если рассчитывать перевозку из портов Северного моря и тем более Скандинавии в Китай, Японию и близкие к ним страны и обратно, маршрут через Северный морской путь заметно короче маршрута через Суэцкий канал. О маршруте через Мыс Доброй Надежды и говорить не приходится.
По данным Росморречфлота, объем перевезенных транзитных грузов по Северному морскому пути в навигацию 2012 года составил 1,2 млн тонн (25 транспортных судов с грузом), что почти на 35% больше аналогичного показателя 2011 года. Это, в первую очередь, газоконденсат, нефтепродукты, железорудный концентрат и уголь. В 2012 году по Северному морскому пути из норвежского порта Хаммерфест в восточном направлении к японскому порту Тобата впервые прошел танкер-перевозчик сжиженного природного газа (СПГ) «Обь Ривер», зафрахтованный компанией «Газпром маркетинг и трейдинг». Почти все грузовые рейсы были выполнены в направлении запад-восток. При этом примерно три четверти маршрутов начинались в Мурманске.
«В дальнейшем с развитием морской портовой инфраструктуры на Северном морском пути (в частности, хочу напомнить о строительстве крупнейшего в мире арктического порта для экспорта газа – Сабетта), с реализацией судоходными компаниями проектов создания крупнотоннажных судов арктических ледовых классов коммерческая привлекательность транзитного судоходства по Северному морскому пути будет расти», - высказывал мнение заместитель министра транспорта России Виктор Олерский.
Напомним, что количество судопроходов по Суэцкому каналу за 2012 год снизилось на 3,2% в сравнении с 2011 годом - до 17225 ед.
Виталий Чернов.