Вадим Тюльпанов: «Мы создали экспертную площадку для решения транспортных проблем»
Вадим Тюльпанов – руководитель, председатель Совета регионов Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» о том, почему петербургский Проект объединил почти всю Россию и как добиться того, чтобы идеи, изложенные на бумаге, воплощались в жизнь.
- Вадим Альбертович, в декабре Проекту партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург – морская столица России» исполнится 6 лет. Проект создавался как исключительно петербургский, а теперь он реализуется в десятках российских регионов. Расскажите, какой путь в своем развитии прошел Проект за годы работы?
- За это время Проект сильно изменился. В 2006 году он создавался с целью развития портовой инфраструктуры Санкт-Петербурга за счет предложений участников отрасли, вырабатываемых на ежегодных конференциях по различным направлениям морской деятельности. Но очевидно, что развитие только лишь петербургского транспортного узла невозможно рассматривать в отрыве от развития всей транспортной системы России, поэтому Проект быстро стал федеральным. Кто, как ни представители регионов, могут напрямую рассказать о своих проблемах и о том, как они видят их решение. Проект стал всероссийским потому, что он дает участникам реальную возможность поднять обсуждение региональных проблем на федеральный уровень, добиться изменений в законодательстве или включения региона в ту или иную целевую программу. Наш главный инструмент в этой работе - итоговая резолюция. В этот документ вносятся все инициативы и предложения по совершенствованию работы транспортного комплекса, высказанные участниками в ходе работы каждой конференции. Далее мы направляем резолюцию на рассмотрение в законодательные и исполнительные органы власти разных уровней. Я подчеркну, что наша задача – не просто организовать и провести тематическую конференцию, а добиться того, чтобы решения, принятые в резолюции, воплощались в жизнь.
- Всего в России около 40 партийных проектов, но лишь единицы имеют такую широкую региональную представленность. Как Вы выстраиваете взаимодействие между региональным и федеральным уровнями Проекта?
- С уверенностью могу сказать, что «Санкт-Петербург – морская столица России» - один из самых эффективных партпроектов, уже ставший именем нарицательным. Проект – не просто площадка для диалога государства и бизнеса, а площадка для выработки решений актуальных транспортных проблем более 40 субъектов РФ. Сегодня Проект представлен в 44 регионах, но мы планируем, что к концу 2012 года число субъектов-участников вырастет до 60. Разумеется, по целому ряду причин Проект не может открывать, так называемые, представительства в регионах. Но, чтобы добиться эффективного взаимодействия между федеральным и региональным уровнями Проекта, в 2011 году был создан централизованный координационный орган - институт региональных координаторов. Решение по выбору кандидатуры регионального координатора принимается на уровне главы субъекта. Региональными координаторами Проекта являются первые лица регионов – заместители глав субъектов, профильные министры, которые активно участвуют в работе конференций, продвигают на наших площадках наиболее интересные и актуальные транспортные проекты, вырабатывают инициативы. Кроме того, региональные координаторы формируют Совет Регионов, на заседаниях которого обсуждаются вопросы текущей деятельности Проекта. Например, 27 сентября состоялось четвертое по счету Заседание Совета Регионов, на котором, в частности, обсуждался вопрос необходимости присутствия представителя Проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» в Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации. До 15 декабря регионы-участники Проекта предложат кандидатуру представителя, и после ее утверждения мы будем обращаться в Правительство.
- Руководители проекта – это представители как исполнительной, так и законодательной власти Российской Федерации. Каких целей Вы хотите добиться при помощи столь мощного административного ресурса?
- По моему мнению, успех любого дела напрямую зависит от команды руководителей. Наша цель - продвижение инициатив Проекта в органах власти, и именно руководители направлений ведут эту ответственную работу. Так, направление «Экология» курирует заместитель председателя Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаил Слипенчук, чьи инициативы по сохранению экологии озера Байкал широко известны в нашей стране. Направлением «Безопасность» руководит первый заместитель Председателя комитета Государственной Думы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков, который активно выступает за внедрение инновационных технологий для безопасности на транспорте. Не так давно мы назначили руководителя направления «Кадровая политика», которым стал Председатель комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию Александр Дегтярев. Теперь вопросы обеспечения транспортной отрасли квалифицированными кадрами будут в его ведении.
Кстати, отмечу, что начиная с прошедшей в сентябре конференции «Транспортно-транзитный потенциал», все резолюции будут направляться непосредственно Председателю Партии и Главе Правительства Дмитрию Медведеву, что, я уверен, ускорит процесс рассмотрения изложенных в них предложений.
- Вадим Альбертович, какие-то предложения Проекта уже реализованы на практике?
- Долгое время Проект курирует Севморпуть, и одна из самых заметных реализованных инициатив – создание Администрации Северного морского пути. Это предложение было впервые озвучено на конференции «Транспортно-транзитный потенциал» в 2010 году и уже этим летом Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий закон, регламентирующий деятельность трассы. Также мы направили рекомендации Правительству РФ по включению блока о строительстве порта-хаба в рамках Севморпути на Камчатке в государственную программу развития Севморпути. Сейчас эту инициативу активно продвигает губернатор Камчатского края. В целом арктический регион обладает колоссальными экономическими возможностями, и развитию транспортной системы Арктики, а также кадровому обеспечению деятельности в Арктике, в работе Проекта отведено особое место, в частности, благодаря Координатору – Артуру Чилингарову. При его поддержке в 2010 году был открыт Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова. На прошедшей в сентябре конференции «Транспортно-транзитный потенциал» участники активно обсуждали реализацию закона о государственном регулировании торгового мореплавания по Севморпути и наиболее интересные предложения войдут в итоговую резолюцию, которая сейчас в работе.
Также добавлю, что Проект активно работает над развитием трассы Белкомур, которая обеспечит железнодорожное сообщение с портами Архангельска и Мурманска – ключевыми транспортными узлами Севморпути.
- Поскольку Проект все же петербургский, какие достижения по Северо-Западному округу Вы бы отметили?
- На мой взгляд, очень важная инициатива Проекта – это присвоение особого природоохранного статуса, аналогичного тому, который имеет озеро Байкал, Ладожскому озеру. Мы считаем, что этот уникальный природный объект – крупнейшее пресноводное озеро Европы - требует особой защиты. Говоря непосредственно о Петербурге, нужно отметить, что рабочая группа Проекта участвовала в создании порта «Морской фасад на всех его этапах, начиная с момента зарождения идеи, выбора площадки под строительство, разработки концепции, проектирования и до успешной сдачи объекта. В итоге новый порт стал важным узлом круизной и паромной индустрии, сделав Санкт-Петербург одним из самых привлекательных центров международного морского туризма. Кстати, возрождение паромного сообщения на Балтике увеличило число морских туристов на 300 тысяч человек. Кроме того, в соответствии с рекомендациями экспертов нашего Проекта в мае 2009 года вступили в силу поправки в закон «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», на основании которых круизные туристы в течение 72 часов могут находиться в России без оформления виз. По оценкам Минтранса РФ, всего за один год эта инициатива позволила вдвое увеличить объем туристических паромных перевозок. В настоящее время режим «72 часа» действует в портах Санкт-Петербурга, а также Сочи, Новороссийска, Владивостока, Корсакова, Калининграда и Выборга, но Проект ведет работу над включением в этот список и порта Мурманск. Кроме того, мы предлагаем распространить действие 72-часового безвизового режима и на пассажиров спортивных парусных и прогулочных судов, пребывающих в Россию, а также на транзитных пассажиров морских судоходных линий.
- Говоря о морском туризме. Эта тема – одно из ключевых направлений работы Проекта. Какие меры Вы предлагаете принять для регулирования отрасли?
- Мы работаем над созданием рабочей группы по развитию по развитию межрегиональных воднотуристских кластеров. Объединение регионов со схожими природными условиями целесообразно для продвижения и популяризации различных видов водного туризма, а также для модернизации береговой инфраструктуры. В целом северная столица является одним из самых интересных, колоритных и благоприятных городов для развития водного туризма. В связи с этим Проект направил Правительству города предложение по разработке проекта «Санкт-Петербург – международный кластер морского круизного туризма» для его включения в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» и привлечения дополнительного финансирования в этот сектор экономики. Также в федеральные профильные министерства и ведомства направлены рекомендации по созданию рабочей группы для развития яхтенной инфраструктуры на территории Петербурга и Ленинградской области. Непосредственно Санкт-Петербургу мы предлагаем поддержать развитие совместной инициативы Финляндии, Эстонии и России по организации паромной туристической круизной линии Котка-Кунда-Кронштадт.
- Очень остро стоит проблема передвижения по водоемам России: отсутствует необходимая инфраструктура и законодательная база. При этом в стране зарегистрировано больше 1,5 миллионов маломерных судов и их число ежегодно увеличивается. На Ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы облегчить путешествия россиян по воде?
- Вы правы, сегодня эта сфера регулируется постановлением правительства, но для комплексного решения проблем необходим отдельный закон, который в настоящее время готовит МЧС России. Накануне нам поступило предложение от Министерства принять активное участие в подготовке закона о судоходстве маломерных судов, что, я считаю, вполне логично, потому как Проект является главной экспертной площадкой в этой области, где в ходе открытого диалога рождаются компромиссные решения представителей власти, бизнеса и научного сообщества.
Беседовала Софья Винарова.