Границе добавят скорости
Минтранс и Росграница продолжают добиваться ускорения и упрощения оформления судов в морских пунктах пропуска. Между тем, идея создания общепортовых пунктов пропуска натолкнулась на запутанные имущественные отношения в морских портах. Другой проблемой является сложность координации действий различных контролирующих структур.
Стремление к центру
Идея создания общепортовых пунктов пропуска для облегчения таможенного и пограничного администрирования в крупных портах с большим количеством хозяйствующих субъектов натолкнулась на запутанность имущественных и хозяйственных отношений. Как рассказал в ходе расширенного заседания Коллегии Росграницы в Москве руководитель северо-западного территориального управления федерального агентства Михаил Смолкин, такая проблема имеется в Большом порту Санкт-Петербург, где проектирование общепортового пункта пропуска планируется начать в 2013 году. Аналогичная ситуация ожидается и в порту Мурманск.
Так, в Большом порту Санкт-Петербург пункт пропуска предполагается разбить на 15 участков, объединяющих 35 стивидорных компаний. Участки разделены исходя из наличия общей инфраструктуры и разбросаны по большой территории и акватории, расстояние между ними может достигать 20 км. Сложность, однако, заключается в том, что перемещение между этими участками возможно только по территории порта, которая имеет весьма пеструю структуру собственности и имущественных отношений - что-то находится в федеральной собственности, что-то в аренде, что-то в собственности субъекта Федерации. Это не позволяет сконцентрировать государственные контролирующие органы на каком-то одном участке. По мнению Михаила Смолкина, необходимо провести научно-исследовательские работы по концепции общепортового пункта пропуска. СЗТУ Росграницы уже направило запросы всем заинтересованным сторонам о том, какие функции пункта пропуска могут быть включены в единую инфраструктуру.
Как прокомментировал позже, отвечая на вопрос ИАА «ПортНьюс», руководитель Росграницы Дмитрий Безделов, вопрос с общепортовыми пунктами пропуска является новым и потому готовых решений на этот счет пока нет. «По моему пониманию, суть общепортового пункта пропуска должна заключаться не в наличии какого-то единого здания для всех контролирующих органов, а в интегрированной системе управления и обмена информацией. Это чисто технический вопрос, который пока, впрочем, не решен», - сказал Безделов. По его словам, идеальным примером в данном случае может служить Сайменский канал, который администрируется одним человеком.
Отметим, что в соответствии с планами Росграницы, общепортовые пункты пропуска должны быть сформированы, помимо Санкт-Петербурга и Мурманска, в портах Калининград и Новороссийск. Кроме того, для портов Ольга, Невельск и Посьет планируется установить единый на три порта пункт пропуска.
Слабое звено
Другая проблема, влияющая на скорость и простоту прохождения пограничных и таможенных процедур в морских пунктах пропуска - это скоординированность действий самих государственных контролирующих органов. Дело в том, что каждая контролирующая служба имеет собственные регламенты работы и обладает федеральным статусом, не подчиняясь ни Минтрансу, ни той же Росгранице. Тем не менее, благодаря изданию Министерством транспорта России Типовой схемы прохождения грузов и пассажиров в пунктах пропуска, контролирующие органы получили общее руководство к действию. Однако если работа таможенной службы в большинстве случаев уже соответствует этим требованиям, то пограничники, работающие в ведении Федеральной службы безопасности (ФСБ), продолжают руководствоваться собственными соображениями о порядке осуществления контроля.
По словам Дмитрия Безделова, Росграница уже выходила с предложением предоставить ей полномочия главного администратора в пунктах пропуска, который был бы вправе в рамках Координационных советов принимать кадровые решения в отношении должностных лиц контролирующих органов, однако это предложение не было принято.
Как, со своей стороны, пояснил ИАА «ПортНьюс» заместитель министра транспорта России Виктор Олерский, сегодня в морских портах России Федеральной таможенной службой бескомиссионно оформляется порядка 80% всех судов. «Я лично контролирую поступление в Минтранс этой информации непосредственно от капитанов морских портов. У нас никаких вопросов к ФТС нет, и в большинстве случаев сотрудники ФТС уже не поднимаются на борт судна. Если и происходит не документальный осмотр судна в рамках процедуры государственного контроля, то это, в основном, осуществляется по инициативе пограничников», - сказал Олерский.
По словам Олерского, диалог с Пограничной службой ФСБ России по этому вопросу идет. Одним из решений может быть оформление документов на судно через агента.
«Я ожидаю, что в ближайшее время мы найдем какие-то решения с Пограничной службой ФСБ и сможем дальше продвинуться в части совершенствования процедуры государственного контроля, - добавил замминистра транспорта. - Но это в меньшей степени касается таможни».
В свою очередь, заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов подчеркнул в беседе с ИАА «ПортНьюс», что расширять практику бескомиссионного досмотра судов в морских портах возможно, но при усилении взаимодействия с иными контролирующими ведомствами, в том числе и с Пограничной службой ФСБ России.
Виталий Чернов.