• 26 октября 2012

    Генеральный директор ОАО «Северное морское пароходство» Александр Брынцев: «Наше преимущество - опыт работы в Арктике»


    Северное морское пароходство - одно из старейших транспортных предприятий России.  В 2012 году судоходная компания отметила  сто сорок второй день рождения. О том, чем сегодня живет коллектив пароходства, какие проблемы решает, какие задачи намечает на будущее, в интервью ИАА «ПортНьюс» рассказал генеральный директор ОАО «Северное морское пароходство» Александр Брынцев.

    - Александр Михайлович, какой объем и номенклатура грузов были перевезены в 2011 году?


    - Несмотря на то, что 2011 выдался  напряженным и трудным, неровным, несмотря на все это и благодаря приложенным усилиям – итог в результате получен положительный. Чистая прибыль составила 13,8 млн руб.

    Доходы по дноуглубительному флоту, служебно-вспомогательному флоту   и по береговым подразделениям  также оказались высокими.

    В целом за 2011 год перевезено (по законченным рейсам без учета тайм-чартера)  1 млн 469,6 тыс. тонн  грузов. В 2011 году флот пароходства работал на  следующих направлениях: перевозка продукции лесопромышленного комплекса Архангельской области и  Балтийского региона, перевозка металлопродукции и сырья ведущих отечественных металлургических компаний, перевозка удобрений как отечественных, так и зарубежных производителей, других навалочных и генеральных грузов. Флот ОАО «Северное морское пароходство» поддерживает регулярный линейный сервис из Архангельска на континент (порты Антверпен, Гамбург, Бремен), из Санкт-Петербурга на континент (порты Антверпен, Гамбург, Роттердам), а также из Санкт-Петербурга в Гавр. На линиях работали семь судов, которые осуществляли перевозку навалочных, конвенционных и опасных грузов в 20-ти и 40-футовых контейнерах.


    - Сколько сейчас эксплуатируется судов в компании?


    - На  октябрь 2012 года флот ОАО  «Северное морское пароходство» состоит из  21 транспортного судна, 5 дноуглубительных судов и 3 буксиров. Семь судов принято в коммерческий менеджмент. Общий  дедвейт флота в управлении  Северного морского пароходства составляет более 120 тыс. тонн.

    Флот СМП в основном имеет ледовый класс Л 1, часть судов  - усиленный,  что  позволяет компании оставаться основным круглогодичным перевозчиком по порту Архангельск и успешно работать в зимних условиях  в портах Скандинавии и Финского залива.

    В линейке транспортного флота нашей компании  -  универсальные сухогрузные суда ледового класса дедвейтом от 2657 до 14200 тонн. Они осуществляют перевозки на экспорт пиломатериалов и продукции глубокой переработки древесины из порта Архангельск, генеральных, навалочных грузов, опасных грузов, тяжеловесов и негабаритов, контейнеров между иностранными и российскими портами.

    - Оцените, пожалуйста,  показатели деятельности пароходства  за 9 месяцев 2012 года в сравнении с показателями 2011 года


    - По итогам 9 месяцев этого года мы получили прибыль до налогообложения, которая по сравнению с  аналогичным  периодом прошлого года прибыль выросла в 4 раза.  Особенно выросли  объемы выполненных работ по дноуглубительному флоту – в 2,5 раза, по буксирам – в 1,6 раза.  В Северном морском пароходстве принят ряд мер по снижению себестоимости и повышению эффективности работ, услуг: постоянный контроль за расходами флота и берега, оптимизация расходов, снижение непроизводительных простоев флота.

    Затраты на топливо являются одними из основных  затрат на транспорте, поэтому для их уменьшения необходимо принимать все меры. Одной из таких мер, является  использование  присадок к  тяжёлым топливам. В СМП начато и активно внедряется применение присадок. Как показала практика их применение помимо эффекта по экономии топлива, дает еще и улучшение эксплуатационных свойств узлов и механизмов морских судов СМП, а также снижения рисков их аварийных остановок по причине отказа топливной аппаратуры. Также, в  пароходстве введена автоматизированная система ежедневного контроля расхода топлива судами  компании. В результате её внедрения и применения значительно снизились расходы натурального топлива, при этом без снижения эксплуатационной производительности флота.


    В течение 9 месяцев 2012 года продолжалась начатая в 2011 году работа по повышению доходности и оптимизации расходной части береговых подразделений СМП. В результате все подразделения – самодостаточны.

    И еще один важный момент - сегодня  у Северного морского пароходства нет крупных кредитных обязательств перед банками. У нас есть возможность направлять заработанные средства  не на выплату процентов и гашение кредитов, а на модернизацию и обновление производственных фондов, в первую очередь – судов.

    -  Появились ли новые линии (регионы грузоперевозок), где работают суда компании в  этом  году?

    -  Точнее сказать, после некоторого перерыва,  в последние два года мы активно возобновили  рейсы в Восточный  сектор  Арктики. В 2011 году  из Норвегии  на Сахалин по трассе Северного морского пути теплоходом «Пионер Молдавии» был доставлен  крупногабаритный груз – манифольд  общим весом  407 тонн для проекта «Сахалин-3». Именно с прошлого года и в нынешнем - 2012 году, в географии рейсов нашего флота  вновь появились Тикси, Дудинка, Певек.

    -  Хотелось бы  более подробно услышать именно о работе в Арктике -  ведь это очень важное направление в деятельности Северного морского пароходства…

    -  Наша компания всегда, можно сказать, исторически работала на Севере. В девяностых годах в  силу понятных причин каботажные перевозки несколько затухли, возрождение началось с начала двухтысячных. Бизнес  вновь пошел на Север,  последние годы это чувствуется особенно сильно, хотя  каботаж  в этом направлении до  советских объемов конечно не дотягивает. Новое наполнение  получили арктические перевозки в прошлом году. Два теплохода компании «Технолог Конюхов» и «Пионер Карелии» доставили в заполярный порт Тикси оборудование для установки гидрометеостанции, в сентябре настоящий арктический поход совершил теплоход «Павел Корчагин»: Земля Франца-Иосифа, мыс Желания, бухта Солнечная,  Диксон, Белушья губ, маленькие острова Северного Ледовитого океана - это места где живут и работают сотни людей.  В Арктике,  в навигацию 2011 года,  отлично отработали  буксиры пароходства: «Норд» и «Тритон» -  их пункты назначения: Диксон, Дудинка, Байдарацкая Губа, Тикси,  Мурманск.

    Навигация 2012 года также насыщена арктическими перевозками. Пятый год наши суда  доставляют обетонированные трубы в район Байдарацкой губы Карского моря для строительства газопровода, там же, в Байдарацкой губе, работает второй год на прокладке траншеи для газопровода земснаряд «Двинский Залив».   Теплоход «Иоганн Махмасталь» этим летом доставил груз для горной компании  на Анабар в Якутии.

    В августе этого года из Архангельска стартовала долгосрочная  Государственная программа по  экологической реабилитации островов архипелага Франца-Иосифа, наш «Технолог Конюхов» доставил  тяжелую вездеходную технику, тракторы и мусоросборники. А уже в октябре  с  Земли Франца-Иосифа  первый  груз арктического  металлолома  доставили теплоходы «Павел Корчагин» и « Иван Рябов».

    В сентябре 2012 года буксирный ледокол «Норд» совершил уникальную буксировку объекта «Пирамида» из Архангельска на Шпицберген, а обратно доставил на базу ремонта морской  буксир «Анатолий Беликов». Три теплохода  нашей компании  сейчас находятся в районе Обской губы, в районе строительства нового порта Сабетта, куда доставляют груз стального шпунта,  «Павел Корчагин» - в Дудинке.  

    - Работа в  тяжелых арктических  условиях требует современного флота, усиленного ледового класса…

    - Буквально на днях флот нашей компании пополнился  современным многоцелевым судном  усиленного ледового класса «Инженер Трубин». Это знаковое событие произошло в жизни  Северного морского пароходства буквально на днях, 17 октября. На борту судна  состоялся подъем флага Российской Федерации, теплоход введен под  надзор Российского Морского Регистра судоходства. Это судно имеет усиленный ледовый класс и является одним из немногих теплоходов, способных круглогодично работать в Арктике, включая самовыгрузку на необорудованный берег и ледовый причал. Теплоход способен надежно  и круглогодично работать на перевозках пилолеса, целлюлозно-бумажной продукции из портов Северной Европы, Балтики, и, конечно, Архангельска.   Дедвейт  «Инженера Трубина» - более 7 тыс. тонн и он активно  востребован на рынке морских перевозок, судно оснащено  хорошими современными  кранами, способными  самостоятельно перегружать до 25 тонн груза, соответствует современным экологическим и энергосберегающим требованиям, обладает высоким классом автоматизации - это несомненные плюсы нашего пополнения. И последующие десятилетия  «Инженер Трубин»  будет успешно эксплуатироваться  как  на перевозках грузов по всему миру,  так и  на  арктических  трассах. А самое главное - в ноябре у нас состоится приемка еще одного судна – собрата «Трубина» по серии.

    Сегодня на показателях судоходного бизнеса в целом, как и на всей мировой экономике, сказывается  влияние мирового финансового кризиса. Мы же можем в это время  предложить своим фрахтователям  конкурентные цены.  И наша судоходная  компания,   несмотря на все  трудности, чувствует себя уверенно, мы – конкурентоспособны на   мировом рынке морских перевозок.

    Создание Северного морского пароходства в свое время было исторически предопределено развитием производительных сил Севера европейской части России, необходимостью транспортного обеспечения и использования богатых естественных ресурсов региона, а также стратегической задачей укрепления северо-западных рубежей государства.  У нас сегодня есть все, чтобы сохранить и развить  позиции  Северного морского пароходства на рынке, стабильно работать в будущем.

    Беседовал Альберт Свентицки.

Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен