Сабетта ищет строителей и моряков (фоторепортаж)
Состоялась торжественная закладка порта Сабетта на Ямале. Начало строительных работ запланировано на август 2012 года, однако подрядчик до сих пор не выбран – результаты соответствующего конкурса были признаны несостоявшимися. Сейчас Минтранс предлагает назначить исполнителя распоряжением президента. В свою очередь, «НОВАТЭК» ищет компанию-перевозчика на данный проект.
Мечты сбываются не только у «Газпрома»
Торжественная закладка капсулы в основание нового порта Сабетта на Ямале состоялась 20 июля 2012 года. Объем инвестиций в проект оценивается примерно в 75 млрд руб., из которых 49 млрд руб. вложит государство и ориентировочно 25 млрд руб. – частные инвесторы («Ямал СПГ», акционеры – «НОВАТЭК» и Total). Порт строится в рамках проекта Ямал СПГ, который предусматривает разработку Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения на Ямале и строительство завода по сжижению газа мощностью 15 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) и до 1 млн тонн конденсата в год. Пуск первой очереди завода запланирован на 2016 год. Произведенный СПГ предполагается вывозить по Северному морскому пути, для чего и понадобилось строительство порта Сабетта. Как рассказал в ходе торжественной закладки порта глава «НОВАТЭК» Леонид Михельсон, инвестиционное решение по проекту будет принято через полгода после проведения госэкспертизы, намеченной на август 2012 года.
Сабетта призван стать экспортным портом, грузооборот которого на первом этапе (в 2017 году) должен составить 5 млн тонн в год с перспективой увеличения до 20-25 млн тонн в год. В Сабетте также будет построен международный аэропорт, ввод которого в эксплуатацию намечен на декабрь 2013 года.
Как видно, строительство порта Сабетта будет вестись по схеме государственно-частного партнерства и роль государства в ней будет ключевой. Это связано со стратегическим значением проекта, который призван содействовать социально-экономическому развитию северных территорий, а также усилению роли России в Арктике, формированию альтернативных маршрутов экспортных поставок сырьевых ресурсов.
Так, за счет бюджетных средств предполагается провести дноуглубительные работы, создать судоходный канал и систему управления движением судов, а ОАО «Ямал СПГ» (основной акционер ОАО «НОВАТЭК») построит наземные объекты портовой инфраструктуры..
Как рассказали ИАА «ПортНьюс» в пресс-службе ФГУП «Росморпорт», предприятие выступает заказчиком-застройщиком объектов федеральной собственности порта: морского канала (протяженность 50 км), операционной акватории с подходным каналом, объектов системы управления движением судов (СУДС) и обеспечения радиосвязи с судами, объектов глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), средств навигационного оборудования СНО и других объектов навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения безопасности мореплавания, объектов и средств автоматизированной информационной системы (АИС), единой службы контроля судоходства и управления судоходством, здания морских служб, объектов пункта пропуска через государственную границу. Проектная стоимость для объектов «Росморпорта» составляет 36,5 млрд руб. При этом объем подготовительных работ составляет 17 млн кубометров, основного этапа - до 100 млн кубометров (начало этапа - 2014-16 годы).
Причалы планируется строить за счет частного инвестора - «Ямал СПГ». Их строительство будет вестись в 2 этапа. На первом этапе планируется построить причалы для приемки крупногабаритных технологических модулей завода СПГ и строительных материалов. В июле 2014 года новый порт должен принять первые модули. На втором этапе будут построены причалы для отгрузки СПГ и газового конденсата
От капсулы до лопаты – одно распоряжение
Подготовительный этап должен начаться уже в августе и завершиться в октябре 2012 года. Тем не менее, подрядчик пока так и не выбран. Дело в том, что в июне 2012 года «Росморпортом» был объявлен открытый конкурс на выполнение работ по строительству объектов порта Сабетта, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе (в рамках подготовительного этапа). Максимальная стоимость контракта была определена в объеме 6 млрд 965 млн 619,34 тыс. руб. Заявки на участие в конкурсе подали 3 компании: ООО «Балласт Хэм Дреджинг», ОАО «Межрегионтрубопроводстрой» и ООО «Мордрага». Тем не менее, конкурсная комиссия 12 июля 2012 года признала все три предложения несоответствующими условиям конкурса (по предложенной цене, срокам и др. параметрам), который и был признан несостоявшимся.
Как передал корреспондент ИАА «ПортНьюс», в ходе брифинга в Сабетте 20 июля 2012 года заместитель министра транспорта России Виктор Олерский сообщил, что в настоящее время ведется подбор подрядчика, избрание которого предлагается провести уже не через конкурс, а распоряжением президента России (такая возможность предусмотрена действующим законодательством). В ближайшие 2 года на строительство порта предполагается выделить 7 млрд руб. бюджетных средств.
Что касается частных инвесторов, то вероятность прихода в проект новых инвесторов минимальна. Об этом в ходе брифинга в Сабетте сообщил Леонид Михельсон. В частности, он отметил, что участие ОАО «Газпром» в проекте «Ямал СПГ» не предусматривается, однако «НОВАТЭК» и «Газпром» создали рабочую группу, которая изучит возможность совместной разработки соседнего с Сабеттой месторождения. Возможность экспорта газпромовского газа через Сабетту будет рассмотрена после принятия инвестиционного решения по проекту.
Между тем, пока государство ищет подрядчика строительных работ, «НОВАТЭК» занимается поисками компании-перевозчика продукции «Ямал СПГ» на экспорт. Для этого в ближайшее время будет объявлен соответствующий конкурс. Победившей в ней компании будут рекомендованы верфи для заказа соответствующих арктических судов, проекты которых уже разработаны, уточнил Михельсон.
Виталий Чернов.