1. Главная
  2. Актуальная тема
  3. Утомленные солнцем

19 июля 2012   15:22

Утомленные солнцем

Традиционно северные регионы России не считаются объектами притяжения для туристов. Тем не менее, в Мурманской и Архангельской областях активно развивается круизный туризм, а количество желающих посетить Северный полюс и землю Франца-Иосифа постоянно растет. Власти Мурманской области даже намерены начать строительство специализированного круизного порта.

Холодный отдых

ФГУП «Атомфлот» уже несколько лет подряд занимается организацией круизных рейсов к Северному полюсу. Несмотря на то, что стоимость таких круизов одна из самых высоких в мире, количество желающих пройти на атомном ледоколе к Северному полюсу постоянно увеличивается. Это можно объяснить тем, что атомные ледоколы во всем мире имеет только Россия (находятся в ведении «Атомфлота»), а также уникальностью предложения. Во время круиза для обзорных экскурсий используются вертолеты.

По данным первого заместителя губернатора Мурманской области Алексея Тюкавина, в 2012 году будет сделано 4 рейса атомных ледоколов к Северному полюсу, в рамках которых планируется перевести около 500 туристов.

Другой уникальный северный круиз – это путешествие на дизель-электрическом ледоколе ФГУП «Росморпорт» «Капитан Драницын» к земле Франца-Иосифа (Архангельская область). Ледокол 18 июля 2012 года отправился из морского порта Мурманск в круизный рейс со 116 российскими и иностранными пассажирами на борту. Он был зафрахтован межрегиональной общественной организацией «Ассоциация полярников» на 10 дней для организации туристической поездки по маршруту плавания через Баренцево и Карское моря к архипелагу Франца-Иосифа без захода в территориальные воды иных государств. На борту ледокола имеется 60 кают для перевозки 128 пассажиров. Из общего числа кают 52 каюты рассчитаны на 2-х местное размещение, в том числе 6 кают класса «люкс», а 8 кают предназначены для размещения 3 пассажиров.

Использование ледоколов для круизов является хорошим решением для снижения расходов по их содержанию в сезоны, когда они не используются для целей ледовых проводок.

А мы пойдем на Север


По данным, приведенным Алексеем Тюкавиным в ходе IV международного форума «Морской туризм» в Санкт-Петербурге, за последние 5 лет средний прирост перевозок круизных пассажиров в Северной Европе составил 11,5% в год, что свидетельствует о хороших перспективах в данном сегменте. Отметим для сравнения, что аналогичный показатель в Черноморском регионе составляет всего 0,5% в год.

Всего в порт Мурманск в 2012 году ожидается 15 судозаходов круизных судов против 11 в 2011 году.

Мурманская область намерена развивать круизный туризм и прорабатывает проект строительства в Мурманске пассажирского порта «Арктическая гавань». В настоящее время решено вернуться к варианту проекта, в соответствии с которым здания терминала не будут перекрывать собой вид на море из центра города. Реализация данного проекта позволит принимать в Мурманске до 50 лайнеров в год.

Кроме того, рассматривается возможность организации регулярного круизного сообщения между Мурманском и норвежским Киркенесом. Для этого необходим безвизовый режим временного нахождения на территории Мурманской области для пассажиров, прибывающих на круизных судах.

В Архангельске традиционным интересом пользуются круизы на Соловки. В 2012 году туда запланирован визит 6 круизных судов. Прорабатывается вопрос о продлении маршрута круизных судов из Северной Норвегии в Архангельскую область с заходом на Соловецкие острова и посещением поморских деревень вдоль Белого моря.

Таким образом, в случае принятия определенных политических решений (в частности, о временном безвизовом пребывании на территории северных регионов круизных туристов), а также развития соответствующей инфраструктуры, Мурманская и Архангельская область России вполне могут стать одними из интереснейших круизных регионов мира. Не исключено, что в будущем круизы будут осуществляться и по Северному морскому пути.

Виталий Чернов.

Более подробно о перспективах развития круизного судоходства во всех морских бассейнах России читайте в свежем номере издания "Портовый сервис. Бункерный рынок" за I полугодие 2012 года.